Найти в Дзене

Итоги года: учились понемногу, но 8 класс уже сдали в январе

Оглавление

Наш хоумскулинг. Итоги 2020

Ещё один год нашего хоумскулинга закончился. Нежно люблю традицию подводить итоги, чем и займусь в этой статье.

Школьная программа

В начале 2020 года сын закончил 7 класс. В конце февраля мы открыли аттестацию за 8 класс. Не устаю радоваться тому, что с “Хочу учиться” это можно сделать в любой момент, не дожидаясь первого сентября или любой другой даты.

Неспешно мы начали сдавать тесты.

  • Сначала сын сдавал те предметы, которые нравятся больше остальных (в нашем случае это биология, литература, русский язык и обществознание)
  • и те, на подготовку к которым требуется минимальное количество времени (мировая художественная культура, ОБЖ, физкультура).
  • Напоследок оставили объёмные (история) и трудные (алгебра, геометрия) предметы.

Надо сказать, что учились мы без особого упорства. Были целые месяцы, когда мы ничего не делали по школьной программе. Да-да, понимаю, что в этот момент многим родителям захочется схватиться за голову и усомниться в том, насколько я хорошая мать. Но я считаю, что это серьёзный показатель того, что наше расшколивание удалось на 100% и наша жизнь больше не крутится вокруг учёбы в привычном её понимании.

К слову, весь 8 класс сын закончил в первые дни нового 2021 года.

Оценки ему были не важны. Класса с третьего он ими вообще не интересуется и, как правило, выходит из-за компьютера ещё до того момента, как система показывает, на какой балл сдан тест. Но знаю, что для многих родителей это принципиальный момент, поэтому напишу: три “четвёрки”, остальные - “пятёрки”.

Да, кстати, в прошедшем году у нас впервые появился репетитор по алгебре и геометрии.

До этого сын учился самостоятельно по всем предметам, однако два этих предмета ему совсем не нравятся, а моё филологическое образование и высокая степень занятости на работе не позволяют полноценно вникнуть и объяснить ему предмет.

К тому же, я противник того подхода, при котором родитель хоумскулера становится одновременно и учителем, в силу целого ряда причин. Поэтому мы решили прибегнуть к услугам репетитора: теперь студент Марк (к слову, тоже хоумскулер в прошлом) проходит со Львом программу по алгебре и геометрии и готовит его к сдаче ОГЭ.

Спойлер: эти предметы не стали более любимыми, но наше решение позволило сохранить такие странные и вместе с тем важные отношения с подростком.

То, что поважнее — фехтование, микробиология и английский

Как я уже писала в предыдущей статье, наше образование тяготеет к анскулингу, поэтому гораздо важнее в жизни сына не школьные предметы, а его занятия. У школьников они называются дополнительными, я же называю их основными.

В 2020 году в арсенале значились следующие занятия:

  • Спортивное фехтование (сын не первый год фехтует на шпагах)
  • Микробиология
  • Английский язык в языковой школе

Ими Лев и занимался бОльшую часть времени. В чистом виде на тренировки у него уходит 6-7 часов в неделю, на микробиологию — около 4 часов, на английский — около 6 часов.

Зачем ему эти занятия? Фехтование поднимает боевой дух и позволяет держать себя в хорошей форме. Микробиологию он выбрал, потому что планирует связать жизнь с медициной. Английский учит, потому что мечтает об Америке.

Как мы пережили карантин

Если честно, то в начале карантина я вообще не понимала, в чём проблема. Дома мы даже шутили: “Оказывается, наша обычная жизнь теперь называется самоизоляцией”. Перемен (если не считать тогдашний запрет на свободное передвижение по городу) мы почти не почувствовали: мы с мужем и до этого не работали в офисе, да и Лев не ходил в школу последние несколько лет.

Однако перемены сказались на занятиях.

Самым сложным оказалось отсутствие тренировок в привычном формате. Знаю, что некоторые пловцы “плавали” дома, дети-легкоатлеты бегали на лестничных маршах, а танцоры изучали новые связки через ZOOM. С фехтованием всё сложнее, и сын до открытия секции спасался только простой физической нагрузкой.

Микробиология “переехала” в онлайн, но занятия проводились с переменным успехом, и это сподвигло нас на то, что мы перешли в другое учебное заведение. Впрочем, программа в новом месте оказалась более сложной и интересной, поэтому перемены нам оказались только на руку.

Проще всего получилось с английским языком: языковая школа очень быстро сменила формат, и занятия на онлайн-платформе ничем не стали отличаться от обычных офлайновых. К слову, после окончания карантина для детей оставили возможность в рамках одной группы самостоятельно выбирать — приходить на занятия в школу или подключаться через ZOOM, что мне бесконечно симпатизирует.

Что ещё сложного было?

Конечно, как и в других семьях во всём мире: то, что мы находились все вместе 24/7, не имея возможности свободно перемещаться.

Мы выкручивались как могли.

  • Например, окольными путями убегали гулять в лес, где не было патрулей, и чувствовали себя почти что партизанами.
Одна из "запретных" вылазок в карантин
Одна из "запретных" вылазок в карантин
  • По очереди “гуляли” в магазин.
  • Приглашали друзей в гости.

Думаю, эта ситуация нас многому научила. По крайней мере, все мы стали более изобретательными.

Мамины итоги

В 2020 году я написала и выпустила вторую свою книгу “Школа онлайн”. Это было очень внезапное решение.

Признаться, в теме альтернативного образования и жизни в режиме «все дома» я варюсь уже пять лет. У меня уже выходила книга на эту тему, и я довольно часто общаюсь со СМИ на тему того, как организовать жизнь и обучение детей без школы. И когда весной 2020 года начался всеобщий карантин, журналисты выстроились стройной вереницей в ожидании комментариев от меня.

Я долго отнекивалась: мол, та система, которую мы с сыном выстроили в спокойном темпе, никак не сравнится с той реальностью, в которую внезапно попали родители всех школьников. Но журналисты не унимались, родители шли на консультацию с вопросами, и тогда я написала главному редактору издательства “БОМБОРА” Рамилю Фасхутдинову с предложением. Ответ пришёл буквально через пять минут:

— Если ты не против, передам тебя профильной группе.

На следующий день после принятия решения мы уже созванивались с командой, а через месяц (да, железо нужно было ковать, пока горячо) книга была готова к редактуре.

Книга приехала!
Книга приехала!

В один из августовских дней редактор написала: «Отправляем в типографию, всё готово!», а спустя некоторое время коллеги прислали фото сигнального экземпляра. К слову, осознание того, что это МОЯ книга и я её автор, пришло ко мне только в тот момент, когда я увидела «Школу онлайн» на полках книжных магазинов.

Немного о планах

Как водится, журналистские интервью заканчиваются вопросом: “Какие планы на будущее?” И как матёрый журналист я готова даже в своей колонке ответить на этот вопрос :) На 2021 год мы запланировали:

  • Пройти программу 9 класса
  • Начать готовиться к поступлению в колледж
  • Сдать кембриджский экзамен на уровень В1
  • Выпустить дебютную книгу сына

Это для Льва.

Мои планы относительно последнего года на семейном образовании просты: я хочу помочь сыну довести это большое дело жизни без школы до логического завершения и продолжать помогать другим родителям: своими книгами, консультациями и выступлениями по теме СО.

Автор: Лейла Сазонтова, консультант по семейному образованию, блогер, редактор, автор книг “Жизнь без школы” и “Школа онлайн”, мама Льва с пятилетним стажем на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи автора:

Бывают ли каникулы у хоумскулеров?

Единственная важная вещь, которой вы должны научить детей

В плену у заблуждения: работающая мама и СО не совместимы

Статьи других авторов:

Как учиться на СО в каникулы и выходные, чтобы будни не выматывали

Как мы пережили пандемию в деревне на семейке

Устроили быт так, что не устаём друг от друга, даже если все целый день дома

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Спасибо за ваши "Спасибо".