Найти в Дзене
Андрей Петросян

Стоимость коронного кризиса: кто оплачивает счет?

Пандемия короны привела к фундаментальному изменению парадигмы в государственной бюджетной политике: в течение долгих лет финансовая политика сводилась к ограничению нового долга у федерации и нулевому долгу у стран. Но социально и экономически высоко разрушительная сила коронного кризиса как бы в одночасье привела к скачкообразному росту государственных задач, подлежащих финансированию. Но как отреагировали на эту ранее немыслимую потребность в финансировании территориальных органов и систем социального обеспечения? С мужеством нарушить табу – и оставить за собой ранее устоявшуюся догму государства без нового долга.

Для финансирования многомиллиардных программ, которые должны были быть быстро и эффективно реализованы для борьбы с последствиями коронного кризиса, были взяты гигантские кредиты федеральными и странами на финансовых рынках. Именно это в высшей степени рационально в этой исторической кризисной ситуации.

Несмотря на то, что это удивляет в первый момент, даже финансовые рынки, и особенно крупные институциональные инвесторы, сигнализируют о согласии, продолжая предпочитать титулы государственного долга в балансе между доходностью и безопасностью как „безопасное убежище“ – несмотря на минусовую доходность, например, в десятилетних титулах государственного долга.

Огромное измерение нового долга, вызванного пандемией Corona, можно продемонстрировать в двух федеральных бюджетах на март и июнь 2020 года. Благодаря новым долгам на общую сумму 217,7 млрд. Евро идет федеральному правительству с колоссальными 137,8 млрд. Евро за пределы допустимого предела. Это сумма, которая должна быть погашена по долгу тормоз в ст. 115 основного закона „в течение разумного периода времени“. Кроме того, федеральные земли должны были, несмотря на принципиально Запрещенные с 2020 года заимствования бюджетных дыр в размере более 60 млрд. Евро набить.

Таким образом, общий баланс государственного финансирования в текущем году превысит целевой размер Маастрихта по новым долгам в размере трех процентов валового внутреннего продукта (ВВП) на четыре процента. По предварительным расчетам немецкого Бундесбанка, общий уровень долга Маастрихта чуть менее 60 процентов в 2019 году также, вероятно, будет значительно превышен 75 процентами ВВП в конце текущего года. В последующие годы ожидается небольшое снижение до 70 процентов.