Найти в Дзене

"Загадочная история Бенджамина Баттона" и другие замечательные рассказы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

Приветствую всех на моем канале!

В прошлой статье я рассказывала о Фрэнсисе Скотте Фицджеральде, американском писателе, авторе "Великого Гэтсби" и других романов, а также множества рассказов. Сегодня речь пойдет о рассказах, считающихся лучшими.

Парадокс, но сам Фицджеральд не любил этот жанр. Он относился к своим рассказам как к утомительному ремеслу, приносящему основной доход. Да и некоторые друзья, к примеру, Эрнест Хемингуэй, отзывались о них не всегда благожелательно. Хотя тут не все так просто. Безусловно, "Дядюшка Хэм" понимал, что многие рассказы его друга-соперника по-настоящему талантливы, и ценил их, но при этом считал, что они отвлекают Фрэнсиса от основной работы большого, настоящего писателя - работы над романами. Хемингуэй упрекал Фицджеральда в том, что тот с годами стал подстраиваться под вкусы массового читателя. На самом деле так поступали многие профессионалы в надежде на продажу прав Голливуду. Так что, дело тут, думаю, в другом. А именно в непростых отношениях между двумя писателями-"полудрузьями".

И все-таки очень многие рассказы Фицджеральда очень хороши, а некоторые считаются по праву шедеврами. Рассказы писать не легче, а быть может, и сложнее, нежели роман. Это признают многие писатели. Для этого нужен особый талант. Согласитесь, насколько бы беднее стала мировая литература без рассказов О'Генри, Конан Дойла, Брэдбери, Чехова, Бунина, Набокова, Довлатова и многих других. Да и сам Хемингуэй — признанный мастер короткого емкого рассказа.

Не так давно я прочитала сборник рассказов Фицджеральда "Загадочная история Бенджамина Баттона". Считается, что именно в этот сборник входят лучшие рассказы писателя, в том числе два безусловных шедевра. Один из них - самый первый рассказ, представленный в книге, - дал название всему сборнику.

Фото из Яндекс. Картинки
Фото из Яндекс. Картинки

Аннотация к сборнику гласит:

Фрэнсису Скотту Фицджеральду принадлежит, пожалуй, одна из ведущих сольных партий в оркестровой партитуре "века джаза". Писатель, ярче и беспристрастней которого вряд ли кто отразил безумную жизнь Америки 20-х годов, и сам был плотью от плоти той легендарной эпохи, его имя не сходило с уст современников и из сводок светских хроник. Его скандальная манера поведения повергала в ужас одних и вызывала восторг у других. Но эксцентричность и внешняя позолота канули в прошлое, и в настоящем остались его бессмертные книги. В данный том вошли его лучшие рассказы, в том числе и "Загадочная история Бенджамина Баттона", по торой Дэвид Финчера в 2009 году снял одноименный нашумевший фильм с Брэдом Питтом в главной роли.

И да, если Вы смотрели фильм Дэвида Финчера, то можете сразу о нем забыть. Фильм замечательный, мне он очень нравится, но он не имеет практически ничего общего с произведением Фицджеральда, их роднит название и основная идея. Фильм получился эпичной драмой с элементами мелодрамы и фантастики. У Фицджеральда же это, скорее, ироничный, если не сказать, гротескный, рассказ.

Впервые этот рассказ был опубликован в журнале Collier's Weekly 27 мая 1922 года. Рассказ стал частью антологии в книге писателя «Рассказы о веке джаза». Иногда она издаётся как «Загадочная история Бенджамина Баттона и другие рассказы эпохи джаза».

Фото из Яндекс. Картинки
Фото из Яндекс. Картинки

Действие рассказа начинается в далеком 1860 году. У молодых супругов, мистера и миссис Роджер Баттон в "один прекрасный летний день" родился … старик:

Мистер Баттон поглядел туда, куда она указывала пальцем, и увидел вот что. Перед ним, запеленутый в огромное белое одеяло и кое-как втиснутый нижней частью туловища в колыбель, сидел старик, которому, вне сомнения, было под семьдесят. Его редкие волосы были убелены сединой, длинная грязно-серая борода нелепо колыхалась под легким ветерком, тянувшимся из окна. Он посмотрел на мистера Баттона тусклыми, бесцветными глазами, в которых мелькнуло недоумение.

Таков был "малыш" Баттонов. Этот странный случай был воспринят обществом, да и самими родителями, как некий досадный курьез, дурацкая шутка, с которой все просто потихоньку смирились. Родители решили делать вид, что у них не смотря ни на что, родился обычный ребенок. Одевали его соответственно, в положенное время отдали в детский сад. Рассказ разворачивается на фоне постепенного "моложения" Бенджамина. В жизни главного героя происходят разные события, в общем-то обычные для человека, жившего в то время. Необычность им придает вечное несовпадение настоящего возраста Бенджамина с тем, как он выглядит. Окружающие не могут его воспринимать серьезно. Иногда Бенджамину его особенность дает некоторые преимущества, но чаще это мешает ему. Порой люди воспринимают то, что он молодеет, а не стареет, как все, за что-то неприличное и "не слишком деликатное". Так считает его жена. На этом, я думаю, пора остановиться. Рассказ очень короткий, прочитать его можно меньше, чем за час. Но поразмышлять он, я думаю, вас заставить.

А действительно, что хотел сказать всем этим Фицджеральд?

Возможно, писатель хотел показать своим рассказом то, что жить "наоборот", молодея, а не старея, ничуть не лучше, чем жить обычным естественным образом, таким, какой заведен самой природой испокон веков. Проблемы как были, так и будут.

Быть может, напротив, Фицджеральд хотел пофантазировать о том, как было бы хорошо пройти все тяготы, сопровождающие старость, в самом начале жизненного пути, а затем молодеть, становиться все более привлекательным, здоровым и сильным, а в конце войти в чудесную пору юности, детства и младенческого забвения. Как бы раствориться в этом мире...

Возможен и третий вариант. Фицджеральд мог просто пошутить, не вкладывая каких-то глубоких смыслов в свой рассказ. Такая вот писательская ирония. А вы, господа читатели, мучайтесь и ломайте голову, зачем я это придумал.

Кто знает?..

Интересно, что думаете вы, мои читатели, об этом рассказе, если читали его?

А я перейду к следующему рассказу, второму шедевру сборника, под названием "Алмазная гора".

Рассказ этот похож на фантастический сон. Главный герой, Джон Т. Ангер, приезжает на лето в гости к своему другу, Перси Вашингтону, с которым они вместе учились в колледже Святого Мидаса. Название колледжа очень символично, и думаю, дано автором не случайно, а в качестве приема, лишний раз подчеркивающего, что речь идет об огромном богатстве.

Позвольте отступить от темы статьи, и напомнить о мифическом Мидасе.

Древнегреческая легенда рассказывает о том, что царь Мидас приобрел «золотой дар» в награду за то, что когда Дионис вёл войско в Индию, Силен, сын Пана или Гермеса и нимфы, воспитатель и кормилец Диониса, заблудился, а подданные Мидаса нашли его в лесу мертвецки пьяным, и Мидас радушно принял Силена у себя и через десять дней возвратил Дионису целым и невредимым. Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот пожелает. Мидас попросил, чтобы всё, к чему бы он ни прикасался, обращалось в чистое золото. Дионис исполнил пожелание Мидаса. С тех пор, до чего бы ни дотрагивался Мидас, все превращалось в золото, даже еда и питьё, поэтому на собственном пиру он не мог ни есть, ни пить. Боясь умереть с голоду, Мидас пришёл к Дионису и умолял его взять назад этот дар. Дионис сжалился над ним. Он приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, которую стали называть Хрисорроем. Мидас избавился от своего дара, а река до сих пор несёт в своём течении частички золота.

Мидас, превративший дочь в золото.
Мидас, превративший дочь в золото.

Миф имеет продолжение, но в контексте этой статьи достаточно знать и это. Главный посыл мифа таков, что чрезмерное богатство неизбежно приведет к печальным последствиям. Что и случилось в рассказе Фицджеральда.

Перси Вашингтон похвастался своему другу в поезде, на котором они вместе ехали на каникулы, о том, что у его отца есть алмаз размером больше, чем отель "Риц-Карлтон". Джон ему не поверил. Но прибыв в дом семьи Вашингтон, который оказался на деле роскошным дворцом, расположенным возле горы, он изменил свое мнение. Гора оказалась не простой, а алмазной.

-Перси, Перси, не уходи, мне надо извиниться перед тобой.
-За что?
-Что я не поверил тебе про алмаз больше отеля "Риц".
Перси улыбнулся.
-Я так и думал, что ты не поверишь. Это ведь гора.
-Какая гора?
-Возле которой дворец. Она не так уж и велика. Но земли и камня на ней всего футов пятьдесят, а остальное - алмаз. Сплошной алмаз чистой воды, цельная кубическая миля.

Так начинаются эти странные каникулы "под сенью алмазной горы". Джон знакомится с историей семьи Вашингтон и их богатства. Кроме Перси у мистера и миссис Вашингтон есть две дочери - Жасмина и Кисмина.

Далее нет смысла рассказывать сюжет. Нужно, конечно, читать сам рассказ, основная идея которого такова - большое богатство это всегда большой груз. С ним человек может всё. И с ним же человек не может ничего. Нормально жить он не может. И неважно, насколько ты велик и богат, царь ты или жрец древнего золотого века, или мультимиллиардер нового, если перешагнуть некую грань, то можно сильно поплатиться за это. И никакое богатство тебя не спасет. И уж тем более, никогда не стоит торговаться с богами! Боги такое не прощают.

Оба этих рассказа сатиричны и фантастичны, при этом каждый по-своему. "Загадочная история Бенджамина Баттона" - это смешная, ироничная сказка. "Алмазная гора" - это сказка страшная, в которой есть что-то зловещее...

Следующий рассказ сборника называется "Молодой богач". В нем опять затрагивается тема богатства, которая всю жизнь волновала Фицджеральда и постоянно возникала в его творчестве. Этот рассказ оставляет в душе ощущение какой-то грусти и бесцельно проживаемой главным героем жизни.

Рассказ "Волосы Вероники" повествует о двух молодых девушках, кузинах. Читатель попадает в мир юности и танцев, в мир, настолько же беспечный, насколько и жестокий. Здесь Фицджеральд выступает тонким психологом, хорошо понимающим женщин и их природу, и показывает на что те способны, если становятся соперницами.

Замечателен рассказ "Танцы в загородном клубе", своего рода детектив. Но под ликом детектива скрывается все то же знание психологии, на этот раз людей, живущих в маленьких тихих городках:

В маленьких городах -в тех, где от 5 до 25 тысяч жителей, - былая ненависть, давние, но незабываемые споры, страшные скандалы и трагедии, похоже, не в состоянии умереть, а знай себе живут, смешавшись с естественным водоворотом внешней жизни.

На этом утверждении и строится весь рассказ.

Рассказ "Хрустальная чаша"на первый взгляд может показаться слегка мистичным. Может ли предмет стать орудием судьбы? Или это просто неспокойная совесть человека наделяет этот предмет сверхъестественными свойствами?

Все рассказы, собранные в этом сборнике хороши, каждый по-своему. Трудно выбрать какой-то один. Все они разные, каждый окрашен в свой эмоциональный тон. Но всех их объединяет тонкий психологизм и удивительная манера повествования, присущая только Фицджеральду. От их чтения надолго остается послевкусие, какое-то неуловимое ощущение, такое, какое бывает после интересного, прекрасного и немного грустного сна. Какие бы чувства не испытывал читатель, соприкасаясь с этими историями, ясно одно - это НАСТОЯЩАЯ литература. Та литература, которую стоит читать и перечитывать. Возможно, не раз.

Спасибо, что дочитали мою статью! Буду рада, если поставите лайк, напишите комментарий. Приглашаю Вас подписаться на мой канал, где Вы сможете найти много интересных статей и историй о книгах, писателях и не только. Все, что связано с книгами, может оказаться темой для очередной статьи - экранизация литературного произведения, картины или скульптуры, так или иначе связанные с книгами и их персонажами, историческая легенда, положенная в основу той или иной книги...

Другие мои статьи, которые могут Вас заинтересовать:

Короткая и яркая жизнь Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, талантливого писателя, воспевшего "век джаза".

Альтер-эго автора "Унесенных ветром".

Фантастический писатель.

Льюис Кэрролл: гений или шизофреник? Кэрролл против Доджсона.

Ваша Джульетта.