Найти в Дзене
Круто об искусстве

Цирцея - идеал женщины модерна.

Франц фон Штук "Тилла Дюрье в образе Цирцеи", 1913.  Старая национальная галерея. Берлин.
Франц фон Штук "Тилла Дюрье в образе Цирцеи", 1913.  Старая национальная галерея. Берлин.

Она угощала мужчин напитком (зельем), который превращал их в животных и делал ее вечными пленниками.

Именно она, забавы ради, превратила войско Одиссея в свиней (герою пришлось прибегнуть к помощи богов, в частности к Гермесу, который дал доблестному мужу растение, способное снять чары и вернуть спутникам былой вид).

А перед этим отравила своего мужа, царя сарматов, жестоко издевалась над своими поддаными, после чего утратила царскую власть и бежала на остров.

Конечно это все про самый резкоотрицательный персонаж древнегреческих мифов - ЦИРЦЕЮ или КИРКУ, таинственную богиню, злоба которой никак не может оправдаться, в отличие от той же самой Медузы Гаргоны.

Образ ее многократно писался со времен ренессанса. И более всего известен эпизод из "Одиссеи" Гомера, часть которого изложена выше. А дальше, после снятия злополучных чар, Цирцея в него влюбляется, ибо ну он же такой отважный герой, да еще и на близок с богами, и предлагает ему остаться с ней (дадада, ей абсолютно ехало/болело на его супругу Пенелопу, ждавшую мужа долгие годы). Одиссей был тоже не робкого десятка, он согласился и остался (конечно, все ради дела, но, откровенно говоря, поступок так себе). Конечно он остался не просто так, а взамен на доброту Цирцеи.

По Гесиоду, к слову, Цирцея, после того как Одиссей вернулся к своей супружнице, вышла за муж за его сына Телемаха и была им убита (причина: тот влюбился в ее дочь).

ЦИРЦЕЯ - воплощение famme fatale: СИМВОЛ КРАСОТЫ, СОБЛАЗНА, ГИБЕЛИ, ВЛАСТИ.

Франц фон Штук и пишет ее такой - рыжеволосой бестией (ну мы помним, что рыжий цвет по "Молоту ведьм" синоним костра) с сосудом в руках. А ее уверенный, гипнотически-приказывающий испить отраву взгляд, кажется способен убедить (читай, погубить) кого угодно, в том числе и ту жертву, что стоит за пределами картины.

Но на этом заканчивается миф и начинается реальность - перед нами портрет Тиллы Дюрье в образе Цирцеи (1913).

Одна из фотографий Тиллы Дюрье, сделанных Штуком в качестве эскизов к работе.
Одна из фотографий Тиллы Дюрье, сделанных Штуком в качестве эскизов к работе.

И это очень важно - Штук писал не персонаж мифа, а актрису, играющую роль коварной Кирки.

Но его красивая до невозможности ДЮРЬЕ (а она действительно была таковой, ее портреты писали Ренуар, Макс Слефогт, Эрнст Барлах, Юлия Вольфторн, Эмиль Орлик и другие видные художники того времени), кажется, совсем и не намеренно воплощает образ в жизнь, а САМА ЕСТЬ ЦИРЦЕЯ.

И Штук испил ее яда, и попал в плен, тогда, незадолго до создания картины, увидев прекрасную актрису в постановке Кальдерона "Цирцея". И выходит это даже совсем не портрет в образе, а зафиксированные на холсте СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА художника по отношению к Тилле.

И тогда возможно предположить, что жертва Дюрье-Цирцеи, стоящая там, за пределами рамы, есть ни кто иной как сам Штук. Ну а дальше развитие событий мы знаем.

А вообще это золотое правило модерна - видеть в любой яркой женщине роковую бестию, famme fatale, властвующую над мужчинами и подчиняющую их себе (такое время было - эпоха молилась на Мата Хари и бредила образом Таинственной Дамы).