Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Табачный капитан»: шутка, понятная советскому человеку

В детстве я очень любила фильм «Табачный капитан» (1972). Там было много песен, шуток, великолепных платьев. Несмотря на то, что всё снималось в павильонах, и декорации по большей части – картонные, это ничуть не помешало авторам сделать изысканный шедевр. Хорошее кино вообще не со спецэффектов начинается и даже не с гонораров. Но сегодня речь пойдёт не о самой ленте. В одной из сцен хозяйка гостиницы «Лев и кастрюля» поёт забавную песенку, в которой, по сути, рекламирует своё заведение.

Кадр из фильма «Табачный капитан» (1972). Скриншот. YouTube.
Кадр из фильма «Табачный капитан» (1972). Скриншот. YouTube.

Героиня Людмилы Гурченко, перечисляя все удобства и роскошества «Льва и кастрюли», замечает в припеве: «Ни единой жалобы, сервис отличный - / У нас для иноземцев комфорт и уют! / А в этой забегаловке, в «Луне и яичнице», / Только голодранцы местные живут!» Да, в реальной Голландии начала XVIII столетия никто не делил гостиницы на категории: «для иностранцев» и «для местных» (они же – голландцы-голодранцы). Так о чём речь? Сейчас это какая-то ахинея для тех, кому лет двадцать-тридцать.

Кадр из фильма «Табачный капитан» (1972). Скриншот. YouTube.
Кадр из фильма «Табачный капитан» (1972). Скриншот. YouTube.

Это шутка, исключительно понятная в Советском Союзе и вставленная в комедию о Галантном веке для оживления фабулы. В 1970-х годах это было принято и – модно: аллюзии, намёки, осовременивание. Итак, хозяйка отеля, сделанного во французском вкусе (и, к слову, дамочка сама француженка) прямо вещает, что у неё – некий прообраз «Интуриста». Вернее, пародия на него. В СССР чётко прослеживалась концепция: всё лучшее – иностранцам, особенно, если они – туристы из капиталистических стран.

Интуристовское заведение в Бресте. Источник - https://pastvu.com/
Интуристовское заведение в Бресте. Источник - https://pastvu.com/

Эта несправедливость по отношению к «своим» подвергалась критике и сатире - например, в кинокомедии «Вокзал для двоих» подруга Веры трудится в интуристовском секторе и произносит фразу: «Если дознаются, что я кого из наших пустила, такое будет…» То есть наших – нельзя. У них для иноземцев – комфорт и уют. Примерно то же самое, но в лёгкой и очаровательной форме транслирует хозяйка, отплясывающая в пышных юбках. И подобно тому, как «Интурист» предоставлял недоступные в СССР блага, так и эта мадам поёт о винах всех марок и французской кухне.

Гостиница «Астория». Ленинград. 1970-е гг. Взято из интуристского буклета. Источник -  https://www.pinterest.ru.
Гостиница «Астория». Ленинград. 1970-е гг. Взято из интуристского буклета. Источник - https://www.pinterest.ru.

Сейчас эти холлы и бары кажутся чем-то обыденным и не особо шикарным. А тогда импортно-экспортные варианты представлялись недосягаемым шиком - неслучайно признаком позднесоветской респектабельности были ...всякие наклейки и лейблы, а ещё картинки из каталогов мод. Не говоря уже о вещах, привезённых из-за границы. Тезисы: всё западное - яркое и манящее, все иностранцы - миллионеры. Возник и феномен «брака с иностранцем», ибо у них там - всё золотое или хотя бы позолоченное. И в «Табачном капитане» мадам флиртует с богатым русским - если иноземец, то крут.

Zina Korzina (c)

Хобби
3,2 млн интересуются