Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Cамый грустный момент в фильме «Вокзал для двоих»

Кинофильм «Вокзал для двоих» (1982) почему-то назван «мелодрамой», хотя, всё, что мы наблюдаем – это сугубо трагедия. Это какой-то чудовищный клубок унижений и предательств, где нет никакого просвета, а рассветное солнышко над зоной – под оптимистичную музыку главгероя – нам подают, как торжество любви и даже справедливости.

А тут нет никакой справедливости – пианист Рябинин не должен сидеть в тюрьме. Любовь тоже какая-то кривоватая, с ущербом. И все герои здесь – несчастны, включая эпизодических. При том, что они уже не замечают своей «доли». Живут, как пришлось.

Мы застаём симпатичную девушку Марину за пошивом свадебного наряда... Скриншот. YouTube.
Мы застаём симпатичную девушку Марину за пошивом свадебного наряда... Скриншот. YouTube.

Меня всегда завораживал один шикарно сыгранный фрагмент с участием Татьяны Догилевой. Тут она изображает подружку Веры, выбившуюся в «люди», то бишь – в дежурные местного «Интуриста». Мы застаём симпатичную девушку Марину за пошивом свадебного наряда.

Первая реакция – жизнь удалась. «Интурист» в те годы считался чем-то, вроде Олимпа. Грядёт свадьба. Белое платье – очаровательно. И вдруг… Выясняется, что Марина никак не может выбрать жениха. Их двое – Петька и Митька.

Бывало и так. Карикатура из журнала «Крокодил» (с) Источник - https://www.pinterest.ru/
Бывало и так. Карикатура из журнала «Крокодил» (с) Источник - https://www.pinterest.ru/

Петька – тот зарабатывает много, но круто «зашибает», в смысле – пьёт. А Митька – тот бухает скромнее, но и денег у него – меньше. Если честно, я не очень представляю, как сильно_пьющий человек может хорошо зарабатывать и вообще – трудиться.

Но примем этот постулат, как данность (знавала краснодеревщика-гения, время от времени уходящего в чудовищные загулы – может, здесь такой же мастер). Но вернёмся к Марине-с-Интуриста. Запойный Митя и не запойный Петя. Такой вот шикарный выбор у девочки, пробившейся в некие «верхи».

Неслучайно 2/3 карикатур посвящались пьющим и - сильно пьющим мужикам. Карикатура из журнала «Крокодил» (с) Источник - https://www.pinterest.ru/
Неслучайно 2/3 карикатур посвящались пьющим и - сильно пьющим мужикам. Карикатура из журнала «Крокодил» (с) Источник - https://www.pinterest.ru/

Наивный пианист спрашивает: «А что, совсем непьющего не удалось сыскать?» В ответ на это Марина обыденным тоном отвечает: «А где их сейчас найдёшь-то…» И это не риторический вопрос – это именно констатация факта. Неслучайно 2/3 карикатур посвящались пьющим и - сильно пьющим мужикам.

Но самый кошмар в другом – в диалоге подруг, из которого мы узнаём, что «…если дознаются, что я кого из наших пустила, такое будет… мама…ой». При этом она делает руками отталкивающее, брезгливо-гадливое движение, показывая всё отношение к «нашим».

И да – вишенкой на торте является фраза: «Я эту свою должность так добывала – вспоминать не хочется». В такой небольшой сцене – адский концентрат убожеств. Причём, не только персональных, но и – обще-коллективных. Советский гражданин априори считался вторым сортом –

...после гипотетического иностранца, для которого существовала парадная сторона бытия – «Интурист» был запретно-заманчивой территорией для «простых смертных». И главное, что люди относились к этому со спокойной иронией, безо всякого гнева. Типа: ну, да, это – для иностранцев.

Вообще, весь этот фильм – сказ о том, что ничего хорошего ждать не приходится... Скриншоты. YouTube.
Вообще, весь этот фильм – сказ о том, что ничего хорошего ждать не приходится... Скриншоты. YouTube.

Но самое чарующее – это беспрестанно улыбающееся лицо Марины. Она вообще полагает, что её судьба – это подарок. По сравнению с иными. Повезло девке! И место хлебно-икорное (от слова «икра»), и два жениха, и платье – шик, и сама – хорошенькая. Это ли не повод для радости?

Вообще, весь этот фильм – сказ о том, что ничего хорошего ждать не приходится; надо пытаться выбрать из того шлака, что подворачивается – подобно тому, как Вера уносила домой объедки, которые остались от свадеб и юбилеев, так и её приятельница подбирала обмылки и окурки счастья.

Zina Korzina (c)