17 декабря 2020 года в выставочном зале Поволжского православного института открылась персональная выставка Марии Хосиной "Встреча с чудом", в экспозиции которой представлены работы, выполненные в технике батика по мотивам средневековой армянской и испанской книжной миниатюры. Это событие приурочено к открытию малого концертного зала.
Персональная выставка Марии Хосиной «Встреча с чудом» - это уже пятнадцатый выставочный проект Музейно-выставочного комплекса института, но первый, в котором представлены работы в технике батика. У этого древнего искусства свой язык, свои выразительные средства. Батик может служить прекрасным украшением одежды, интерьера, облагораживать человека и окружающее пространство.
Открывая выставку, ректор Поволжского православного института протоиерей Димитрий Лескин отметил: "Искусство играет очень важную роль в нашей жизни. Оно не является, как некоторые считают, развлечением, досугом. Художник через свое произведение способен открыть человеку связь с Богом. Когда Господь через его талант касается сердца, художник начинает творить".
Отец Димитрий вручил благодарственные письма участникам прошлого проекта выставочного проекта (региональная художественная выставка "И на душе светло..."), замечательным женщинам- художникам нашего региона Елене Сабэдос и Ольге Седых. Людмила Косточка, Асия Петрова, Наталья Шепелева, Ирина Алмаева к сожалению приехать не смогли.
Мария Хосина не смогла приехать на открытие своей выставки, но прислала видео-презентацию. О творчестве Марии рассказала её педагог по батику, один из ведущих современных мастеров в этом виде искусства Елена Анатольевна Арнольд: "Мария помимо таланта, которым она несомненно обладает, обладает усидчивостью, трудоспособностью. Всегда изучала каждое задание, искала более подробную информацию. Это самое важное".
Мария Хосина - художник-мастер по текстилю. Закончила колледж технического и художественного образования, Тольятти), искусствовед (Российская академия живописи, ваяния и зодчества И.Глазунова, Москва), музейный работник (Галерея Ильи Глазунова и Музей сословий России, Москва). Является участницей художественных выставок, в том числе межрегиональной выставки "Цветы – вестники рая" в музейно-выставочном комплексе Поволжского православного института, персональной выставки «Притча о талантах. Библейские сюжеты в переводе на язык холодного батика». Её работы находятся во многих частных коллекциях. В различных техниках батика – росписи по ткани – Мария работает с 2010 г.
Коллекция декоративных работ на библейские темы, созданная Марией Хосиной в технике холодного батика, – своеобразное размышление о том, как художественный опыт прошлых эпох может найти отражение в современном декоративно-прикладном искусстве.
Работа с материалом диктует художнику свои технические решения и возможности. В холодном батике основную роль играет контурный рисунок, заполняемый цветом и его оттенками. Многие средневековые миниатюры созданы по схожему принципу и могут быть переосмыслены в этой технике, в том числе в изделиях, имеющих практическое применение (платки, палантины).
В художественном решении своей коллекции Мария обращается к двум источникам. Первый – серия миниатюр X в., иллюстрирующих «Толкование на Апокалипсис» испанского монаха и богослова Беатуса. Написанный в 776 г., текст был востребован на протяжении нескольких последующих веков, многократно переписывался и иллюстрировался, что привело к созданию целой серии рукописных книг, схожих по стилю (в настоящее время известно около тридцати). Изображая сцены из Апокалипсиса, художники использовали гибкую линейную обводку и яркие краски для локальных заливок. Смелость в компоновке фигур и орнаментов на плоскости, не нарушающая единства изображения, говорит о свойственной этим миниатюрам большой художественной свободе. Стилистика "Беатусов", содержащих исключительно иллюстрации к Апокалипсису, перенесена художницей и на другие библейские сюжеты – "Рождественская песнь", "Горящий куст", "Ковчег завета", "Улов".
Вторым источником вдохновения стали миниатюры XV в., созданные в армянской провинции Васпуракан – одном из главных средневековых культурных центров Армянского нагорья – связанные как с византийской, так и с восточной традицией. Подсмотренные в них фигуры и архитектура, отличающиеся легким, словно незавершенным рисунком, органично сочетается на платках с растительными мотивами (листьями, цветами, вьющимися побегами) характерными для северодвинских прялочных росписей. К платкам и шарфам из этой серии относятся "На реках вавилонских", "Иона", "Давид, Саул, Мелхола".
В каждом сюжете автора есть то или иное высказывание о чуде, о его библейском понимании. Именно поэтому почти всегда в композициях присутствуют ангелы – вестники и служители чуда.
Экспозиция батика сопровождается подборкой книг и иллюстраций с миниатюрами и росписями, послужившими для автора источниками вдохновения. Они показывают многообразные художественные видения красоты мира. Для Марии важно обыгрывание цитат, своеобразный диалог, предполагающий свободное высказывание на основе предыдущего художественного опыта. Ее платки – не копии, начиная от техники и заканчивая выбором сюжета и отношением к нему, а попытка осмысления художественного языка прошлых эпох, требующего внимательного и творческого отношения.
Мария создает работы сериями, считая, что именно так можно наиболее полно раскрыть тему. Часто она использует один рисунок с разными цветовыми сочетаниями, что позволяет экспериментировать, наблюдать, как цвет влияет на восприятие. Одно колористическое решение не исчерпывает всех возможностей эскиза, особенно когда речь идет о платках и шарфах. Вариативность сюжетов, объединенных стилем и темой – отличительная черта созданных художницей коллекций.
Выставка "Встреча с чудом" продлится до 30 марта 2021 года.