Кризиса трехлетки боятся все родители. Но некоторые дети проходят его незаметно. Повод для радости? Может быть. А может, и для беспокойства.
Психологи предупреждают: в 2-3 года многие дети становятся упрямыми, своевольными, на любой вопрос или просьбу отвечают только «нет», а споры с малышом просто выматывают. Если таких проблем нет – это не может не радовать. Но, как всегда, есть «но».
Кризис в развитии малыша – это всегда не очень-то приятно. И при этом совершенно необходимо. Бунтующий ребенок утихомиривается и вдруг оказывается, что этот малыш – уже совсем другая личность, не тот пушистый цыпленок, а юный оперившийся птенец. «Кризисы очень важны, ведь так ребенок учит родителей новым основам дипломатии, выстраивает совершенно другую линию общения, заявляя о своей автономности, независимости и самостоятельности. Ему только нужна ваша поддержка, небольшая страховка и много родительского терпения и любви», - говорят психологи.
Тем более, что не всегда кризис трехлетки проходит так уж бурно. Многое зависит от темперамента: кто-то буйный, кто-то флегматичный, кто-то веселый и шумный, а кто-то спокойный и уступчивый. Но итог один – по истечении кризиса ребенок становится уверенней, самостоятельней, с более развитой волей.
Однако бывает, что малыш и в четыре, и в пять лет остается зависимым, неуверенным, несамостоятельным, хотя и послушным, тихим, покладистым и очень, казалось бы, удобным для родителей. Но должен ли он быть удобным?
«Итог кризиса трехлетки – это рождение нового Я, понимание своей отдельности, своего права самостоятельно желать, решать, учиться, ставить цели и достигать их. Если малыш не сумел прорвать стену жесткого авторитета своих родителей, не пережил эту стадию личностного роста и отрыва от мамы и папы, то он так и остается в подчинении у взрослых, стремясь и дальше соответствовать родительским требованиям и выполнять их указания. Его жизнь регулируется другими людьми, часто без учета его мнения и желаний», - поясняют психологи.
Поэтому очень важно помочь ребенку сформировать независимость своего мышления от навязанного извне. Человек, у которого есть собственное мнение, не может быть постоянно послушным. Отрицательные эмоции тоже нужны, их нужно уметь проживать, проявлять и выражать – этому нужно научить, чтобы малыш умел проявлять негативные эмоции в социально оправданном ключе.
У ребенка должна быть возможность совершать ошибки, преодолевать трудности, принимать собственные решения и отвечать за их последствия. Нельзя сразу бросаться на помощь – так с неуверенностью не справиться. Нужно учить ребенка говорить с людьми и доносить свои мысли до них, уметь отказывать, говорить «нет», доказывать свою правоту в спорах. А для этого нужно уметь слушать ребенка и слышать его, давать ему право на собственное мнение. И даже признавать его правоту.
А ваш ребенок всегда послушен?