Найти тему
Двойной капучино

Леос Каракс — любовь и кино: ч. 5 «Корпорация "Святые моторы"»

Оглавление

Единственный фильм режиссера в 21-м веке.

Его называют проклятым поэтом. За его отчужденность, можно сказать, отшельничество. Он практически не дает интервью, ходит на публике в очках, а в руках у него, пожалуй, самый романтизированный символ саморазрушения — сигарета. Все его картины пропитаны истинной грустью романтика. Смерть в его фильмах пересекается с любовью и ходит рука об руку с одиночеством. Он снял всего 5 картин, но каждая из них наделала шуму на территории фестивального кино. Это Леос Каракс.

Вы могли не смотреть его фильмов или даже не слышать этого имени, но на деле Каракс один из самых культовых французских режиссеров конца 20-го и начала 21-го века. Он создает собственные микромиры и живет в них, а зрителю, чтобы смотреть его ленты, нужно принять все правила этого микромира: грустные оттенки, экспансивные диалоги и Дени Лавана в 4 из 5 картин. Я постараюсь познакомить вас со всеми микромирами Каракса и сказать, что я об этом всем мракобесии думаю. Я раздробил статью на несколько частей. Всего их 5 (эта последняя). Allons-y!

-2

Алекс Дюпон родился 22 ноября 1960-го года в американо-французской семье. В 16 лет он бросил школу, начал смотреть кино в французской синематеке и посещать лекции о кино в Университете Париж III Новая Сорбонна. Работал кинокритиком в редакции Cahiers du Cinéma, а карьеру режиссера начал с нескольких короткометражек.

Он взял себе псевдоним Леос Каракс, и по одной из версий — это анаграмма его имени (Алекс) и главного символа успеха в Голливуде (Оскара), хотя режиссер утверждает обратное. Каракс говорил, что пристрастие к фильмам у него началось с немого кино, которое он смотрел в детстве. Свою первую картину, короткометражку, Каракс сделал только для того, чтобы снять в ней свою первую любовь. Любовь и кино — две большие сущности, которые белой нитью связывают все его работы.

Каракс и новый миллениум

Екатерина Голубева, Леос Каракс и их дочь Настя
Екатерина Голубева, Леос Каракс и их дочь Настя

В новом тысячелетии Каркас снова ушел в затишье. Он пытался создать большой проект на Западе, но у него не получилось. Режиссер парочку ролей в других фильмах несколько клипов и короткометражек. Советую глянуть одну из них, фильм My Last Minute. Каракс принял участие в фильме-антологии «Токио», где объединился с таким же маэстро, соотечественником Мишелем Гондри, и корейцем Пан Джун-Хо. Он создал самую странную из трех новелл, историю о подземном чудовище (его, конечно же, играет Дени Лаван), устраивающем теракты на улицах Токио.

С прошествием лет интересно окинуть взглядом карьеры всех трех режиссеров: Мишель Гондри еще до «Токио» снял один из главных фильмов нулевых «Вечное сияние чистого разума», после чего пошел дальше изучать логику сна в своих менее успешных фильмах, Леос Каракс снова ушел в затишье, его новый фильм будет одним из главных событий Каннского фестиваля 2021 (если он пройдет, конечно), а Пан Джун-Хо, которого открыл Тарантино на тех же Каннах с потрясающим фильмом «Воспоминания об убийстве», снимал на протяжении долгого времени отличные фильмы (в том числе, сотрудничая с западными продюсерами и актерами), стал наконец-то главной сенсацией Канн 2019 и Оскара 2020.

Но это, на самом деле, неважно. Леос Вступил в гражданский брак с Екатериной Голубевой. Он удочеряет ее дочь. В 2008-м году умер Гийом Депардье, друг Каракса, главный актер «Пола X». Ну, а в 2011-м году при невыясненных обстоятельствах умерла Екатерина Голубева. Следующий фильм он посвятил именно ей.

«Знаете до того, как я начал снимать фильм «Пола X», прошло 9-10 лет, как я не снимал. Когда я снова начинаю фильм, у меня ощущение, что я снова оказался у себя дома на своем острове в своей стране. Возможно, на своем кладбище, не знаю».

Корпорация «Святые моторы» / Holy Motors (2012)

«Красота действия, бессмысленность момента»

-4

Картина повествует о месье Оскаре. Загадочном человеке (?), разъезжающем на лимузине по разным точкам и перевоплащающемся во все возможные и невозможные образы. Он разыгрывает одну сцену и едет на следующую «встречу». В фильме показан один день его работы.

О том, кто такой Оскар, в чем суть его работы и для кого он ее выполняет режиссер нам любезно не расскажет. Вся картина разбита на множество мини-сценок «работы» героя: он трансформируется в актера для захвата движения, в старушку-попрошайку и даже в канализационного существа из «Токио». Между этими сценами герой будет перевоплощаться в новый образ, разъезжая на белом лимузине, водителем которого является загадочная Селин.

По пути Оскар убьет пару своих двойников, в достоверности которых мы не можем быть уверены, а те, в свою очередь, будут пытаться убить его в ответ при нападении, но герой при каждом, казалось бы, смертельном ранении продолжит работать как ни в чем не бывало. Вообще, что показанное на экране реально, а что нет останется непонятным вплоть до титров. В одни образы герой так сильно вливается, что кажется, вот он — настоящий Оскар, но нет: это очередная постановка.

-5

Трактовать каким-то одним образом «Святые моторы» трудно: в фильме слишком много вещей, нераскрытых до конца и над которыми можно долго спекулировать. Несмотря на комедийность некоторых ситуаций, картина выполнена в грустных тонах, с нависающей личной меланхолией Каракса. Если в первых трех работах режиссера Ливан играет Алекса — молодую сторону Каракса, то в крайней Оскара — та сторона Дюпона, которая разочаровалась и в жизни, и в любви.

Призраки прошлого витают в фильме. В первую очередь, конечно, его покойной жены, Екатерины. «Святые моторы» не мелодрама, но ту самую формулу продолжает: парень встречает девушку, но сейчас девушки уже давно нет. Давящим грузом на плечи восприятия зрителя ложится чувство разочарования. В одной из сцен герой вместе с бывшей возлюбленной поднимается на крышу отеля — того отеля, который был виден на протяжении всего действия «Любовников», но теперь мы с крыши этого отеля, видим тот самый мост, а в другой сцене Оскар будет бежать мимо стены, как Алекс в «Дурной крови», но в этот раз он упадет, потому что бежал по беговой дорожке.

После утраты жены единственной любовью осталось само кино. Про это «Святые моторы»: про кино. Когда Оскар спрашивают, почему он продолжает заниматься своей работой, он отвечает, что ради «красоты действия». Он помещен в бесконечный круг перевоплощений, но все-таки, кажется, начинает в нем разочаровываться. Также Каракс продолжает снимать ради «красоты действия», хотя уже все совсем достало. Но это перевоплощение каждый раз завораживает и заставляет продолжать. Если в трилогии Алекса, Каракс создал микромиры своими фильмами, то в «Святых моторах», режиссер создает в микромире еще 9 микромиров, связанных одним белым лимузином.

-6

Оскар каждый раз становится кем-то другим, но, главное, не самим собой. Мы так и не узнаем его настоящей личности, и единственные вещи, говорящие о реальности героя — это его имя и бывшая возлюбленная, которая появляется в неожиданном столкновении. Так и мы порой меняемся, не так радикально, конечно, но все время притворяемся кем-то другим, сбегая от травм.

Кажется, я копаю куда-то не туда.

Главному герою не нравится, что он не видит камеры, которые его снимают: «Раньше они были тяжелее нас. А потом стали меньше головы. Теперь их совсем не видно». Собственно, что если магия кино работает, только когда это действительно «магия», а не реальность? Да, мы верим в фильм, когда его смотрим, он вызывает эмоции, заставляет задуматься и так далее, но ощущение того, что ты смотришь на движущиеся картинки, мне кажется, дает какой-то дополнительных выброс серотонина. То есть ограничения формата прибавляют новых интересных ощущений, но при этом, когда их слишком много, иллюзия разрушается. Также как Оскару нужно видеть камеры, которые его снимают, нам, зрителям — нужно чувствовать, что мы смотрим на экран.

«Святые моторы» — это фильм, присутствующий в фильмографии многих больших режиссеров, — зеркало через которое автор смотрит на себя через призму времени, любви и искусства.«8 с половиной» Феллини, «Однажды в… Голливуде» Тарантино, «Ирландец» Скорсезе, «Синекдоха, Нью-Йорк» Кауфмана или же «Боль и слава» Альмодовара. Сюрреалистичный трип в сознание разочаровавшегося творца, без четкой трактовки и привязки к реальности. Неоднозначная картина, которую бесполезно разбирать на составные части: вам либо нравится способ, которым Каракс рассказывает историю, либо нет.

«Что стало с моими друзьями? Теперь они живут в моих фильмах».

#французское кино #кино #авторское кино #Леос каракс #Корпорация Святые моторы