Привет! С вами филолог, который всегда старается дать новый анализ, которого еще нет в интернете.
Роман "Мастер и Маргарита" я воспринимаю как систему зеркалящих друг друга образов. Он не полностью тождественны, но все время параллельны друг другу.
Бездомный и Рюхин
Например, поэт Рюхин, друг и коллега Ивана по Массолиту – это зеркальный образ "прежнего" поэта Бездомного.
Не случайно Бездомный, когда его увозят в клинику, больше всего злится именно на Рюхина, который его сопровождает. Это злость на самого себя, на свою прежнюю посредственность. Он «плевался, норовя попасть именно в Рюхина, давился слезами и кричал: – Сволочь!»
Именно поэт Рюхин провожает Бездомного в «дом скорби» и возвращается в одиночестве в Москву, поняв о себе горькую правду из проклятий Ивана - бывшего коллеги по цеху:
«Правду, правду сказал! – безжалостно обращался к самому себе Рюхин, – не верю я ни во что из того, что пишу!..»
Так же и сам Бездомный никогда не верил в свои атеистические, написанные по соцзаказу стихи . Но не желал себе в этом признаться. Судьба, ожидающая Рюхина и ему подобных пролетарских «поэтов», вдруг осознавших свою бездарность, - пьянство.
Получается, от этой судьбы Бездомного спасла именно встреча с Воландом. С Воландом, и как следствие, с мастером и Маргаритой. Прикосновение к роману мастера траснформирует героя и переносит его образ совсем на другой план и на другой уровень.
Иван и Пилат
Как это ни может показаться странным, но Иван – это зеркальный образ ... для Пилата.
Ведь гордый и могущественный прокуратор Иудеи тоже вначале выступал в противоположном лагере неверующих. Но, близко познакомившись с личностью философа, проникся к нему глубокой симпатией и - более того, сильнейшей тягой, которая отныне будет составлять смысл его существования.
Совершенно так же встреча с божественным измерением перевернула жизнь Ивана и изменила его существо. Он, как и Маргарита, заражен отныне любовью к роману Мастера.
И как Пилат возненавидел всю свою жизнь (свою карьеру, свое служение императору) после встречи с Иешуа, так и Иван теперь, после разговоров с мастером, возненавидел свое прежнее творчество:
«я больше стихов писать не буду … Стихи, которые я писал, – плохие стихи, и я теперь это понял».
Еще одно важное изменение, которое случилось с ним после знакомства с мастером: «Поэта больше не трогала судьба Берлиоза», его недавнего соратника по воинствующему материализму.
Не потому ли, что теперь Иван причисляет себя не к лагерю Берлиоза, лагерю ложных, плохих поэтов, а к лагерю настоящего поэта, мастера, автора романа об Иешуа?
Внутренне Иван живет уже не в измерении современной ему Москвы, а в старинном Ершалаиме...
Так же , как и Пилат после встречи с бродячим философом Га-Ноцри будет всем сердцем там, в другом измерении, в своей неизбывной мечте рядом с Иешуа.
О связи Ивана Бездомного с фольклорными истоками - Иван Бездомный в романе "Мастер и Маргарита" и архетип "Иванушка-дурачок".
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!