В 2008 г. на границе Швейцарии и Франции был запущен большой адронный коллайдер (БАК), который на сегодня является самой большой экспериментальной установкой для изучения элементарных частиц. Его длина 27 км. Но еще в 1983 г. в Протвино под Серпуховым было начато строительство самого большого на тот момент адронного коллайдера с длиной кольца ускорителя в 21 км. Однако этот проект не состоялся.
Стройка была циклопическая, работали на ней специалисты метростроя. На глубине от 20 до 60 м был проложен тоннель диаметром 5 метров. Этим подземные работы не исчерпывались. Было сооружено много дополнительных помещений и устроено несколько вертикальных шахт.
Место для строительства было выбрано неслучайно. Геология дна древнего моря предотвращала возможные сейсмонагрузки на сооружение, а традиции поселения — городка Серпухов-7 позволяли развивать существующую инфраструктуру. Так с 1967 г. в Протвино действует некогда крупнейший синхротрон мира.
Кольцо адронного ускорителя превосходило все аналогичные сооружения в мире. Размерами оно было больше, чем кольцевая линия Московского метро. Работы проводились 10 лет. Основную часть прокладывали два тоннелепроходческих комплекса, сразу бетонируя свод тоннеля и изолируя его металлом.
К 1989 г. было пройдено 70% основного тоннеля и почти полностью проложен дополнительный (2,5 км для инжекции). Успели построить 3 здания из 12, оборудованы трассы водоснабжения, отопления, электропередач высокого напряжения, сжатого воздуха.
Но с развалом СССР возникли проблемы с финансированием. Тоннель удалось замкнуть, но его оборудование сверхмагнитами безнадежно отставало.
Полностью был выполнен инжекторный тоннель. Приступили к строительству нейтронного комплекса.
Приемный нейтринный телескоп на дне Байкала установить успели. Был проложен дополнительный технический тоннель для коммуникаций.
В 1994 году тоннель был замкнут, на этом финансирование иссякло окончательно. Начавшееся строительство БАКа – подвело под Протвинским проектом черту. Его завершение, особенно в связи с участием России в запуске БАКа, потеряло смысл.
Сегодня это огромное сооружение потребляет деньги, не принося пользы. К числу забот относится необходимость блокировать лазы от любителей острых ощущений и мародеров. Кроме прочего, из тоннеля постоянно приходится откачивать воду. Все это стоит денег.
Имеются проекты по устройству в подземных коммуникациях грибных ферм или электронакопителя как части электросети Подмосковья, есть и другие идеи, но ни одна из них не подкреплена финансированием.
Последнее наследие советской науки все еще ждет разрешения своей судьбы.
Ставьте лайк, если статья показалась вам интересной и подписывайтесь на канал.