Найти в Дзене

Как научить ребенка понимать и использовать предлоги?

Один из достаточно частых вопросов родителей, которые я получаю: как сформировать различение и использование предлогов в речи у детей?

И жалобы часто звучат: «Мы учим предлоги, но ребенок никак не может их запомнить!».

Схема предлогов из свободного доступа. Источник: Яндекс.Картинки
Схема предлогов из свободного доступа. Источник: Яндекс.Картинки

А если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.

А если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.А если разбираться, как с ребенком занимаются, то получается следующая картина: ему показывают карточки с предлогами несколько раз, ребенок послушно повторяет за взрослым, но ничего потом сам повторить или использовать в речи не может. Или с ребенком поиграли несколько раз, например, с машинкой и гаражом: показали ему машинку ЗА гаражом, В гараже, ПЕРЕД гаражом и т.д. Но к какому-то значимому эффекту это не привело – ребенок продолжает путать предлоги или не использует их совсем.

Давайте разберемся, что должно быть сформировано у ребенка для эффективного изучения предлогов и как именно с ним их надо изучать, если есть необходимость.

Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги, использовать их в речи – 2 разных навыка!

Но, как правило, у детей без выраженных особенностей развития можно проводить работу параллельно: учить проговаривать предлог в речи и понимать его значение.

Важно: для понимания значения предлога и для формирования его в речи должна быть сформирована определенная база: иначе говоря, бесполезно работать над тем, чтобы ребенок начал использовать в речи предлоги, если у него нет грамматических категорий совсем.

Если есть желание выяснить, готов ли именно ваш ребенок к изучению предлогов, проконсультируйтесь у логопеда.

Если такой возможности нет, обратите внимание на следующие признаки: хорошо ли ребенок различает звуки речи на слух – сможет ли он выделить предлог из речевого потока, услышать его? Сформирована ли у него уже определенная грамматическая база: использует ли он падежные окончания? И как правило, к этому моменту уже сформирована категория числа существительных.

Сформированы ли у него начальные пространственные представления? Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не понимает «вверху», «внизу» «впереди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи ребенок не сможет.

Предлоги обычно делят на следующие категории:

Простые: в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения) и т.д.

Сложные: из-за, из-под, предлоги из списка простых в других значениях.

В дошкольном возрасте работу начинают с простых предлогов, потом переходят к сложным.

Сначала изучается 1 предлог, в одном значении! Не берите сразу много, не старайтесь показать сразу все пространственные отношения. Тренируйте понимание и использование 1 предлога, потом другого, затем проводите дифференциацию.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб. И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб. И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество проб.

Еще важные особенности изучения:

Детям до 3 лет НЕЛЬЗЯ давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Изучайте предлоги в пространстве дома и квартиры, играйте.

Например, вот так:

Предлоги В – ИЗ.

Игра «Собираем грибы»

Оборудование: Грибочки, корзинка, подзорная труба.

Прятать грибы, использовать предлог В (в сумку, в коробку и т.д.), проговаривать полной фразой «Я прячу гриб в коробку». В т.ч. прятать по инструкции «Спрячь гриб в шкатулку».

На вопрос «Где грибы?» смотрим в подзорную трубу и называем: «Гриб в коробке» и т.д.

«Собираем грибы», используем предлог Из. Проговариваем полным ответом («Я достаю гриб ИЗ коробки»).

Игры по аналогии: «Поиски сокровищ, подарков, конфеток и т.д.

Детям до 5 лет НЕЖЕЛАТЕЛЬНО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Это значит, что допустимо в возрасте с 3 до 5 лет изучать предлоги по различным картинкам, но ЛУЧШЕ изучать предлоги непосредственно в пространстве, которое окружает ребенка.

Детям после 5 лет НЕОБХОДИМО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Тут помочь могут всевозможные логопедические пособия, сейчас есть очень большой выбор.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество повторений.

Надеюсь, рекомендации помогут Вам и Вашим детям!