Река Свирь является естественным рубежом обороны, пересекая перешеек между Ладожским и Онежским озерами, так что создание тут финнами мощной оборонительной линии было вполне оправдано. Однако, финские войска воспринимались советским командованием как более слабый противник в сравнении с Вермахтом, кроме того, прорыв финской обороны имел еще и огромное политическое значение - Финляндия искала способ выхода из войны, однако на предложенные советской стороной условия мира пока не соглашалась.
По плану советского командования преодоление войсками 34-го Гв. СК и 4-го СК водной преграды (река Свирь) и последующий прорыв вражеской обороны предусматривался на 12-км участке озеро Охтольское - Мирошкиничи с последующим наступлением в Олонецком направлении. Эти два стрелковых корпуса наносили главный удар. Кроме того, против группировки финнов на южном берегу должны были действовать дополнительные силы, которые должны были вслед за отступающим противником форсировать Свирь сходу, воспользовавшись по возможности его же переправами. 20.06.44 противник отвел свои части с южного берега, оставив там лишь арьергардное прикрытие. Эти события в районе Подпорожья мы опишем отдельно.
В первой части материала мы подробно описали состояние финской обороны на северном берегу и местность в районе форсирования. Сама по себе полноводная Свирь без бродов и мостов являлась существенной преградой для продвижения войск.
Значительную опасность представляла также очевидная возможность сброса воды или взрыва плотины ГЭС, расположенной выше по течению в 12 км от фланга участка форсирования, которую контролировали финские войска. Повышение уровня воды в случае взрыва плотины оценивалось в 1.2-2.5 метра. Волна бы попросту смыла все, находящееся на реке и в непосредственной близости от ее берегов, задержав переправу на срок до 10 часов. Начало артподготовки могло спровоцировать противника на такие действия, в результате чего операция была бы сорвана.
Для снятия угрозы внезапного взрыва плотины наша артиллерия начала ее обстрел заранее, разрушив шлюзы. Вызванный этим подъем воды ожидался и вреда советским войскам не нанес. Одновременно в районе Свирь-3 войска противника были атакованы и отошли, взорвав плотину. Оставшееся время до начало операции было достаточным, чтобы волна спущенной воды прошла и обстановка в районе форсирования стала приемлемой.
Особо тщательно прорабатывался вопрос с переправочными средствами, которые позволили бы единовременно доставить на другой берег достаточное количество личного состава и вооружения в первом эшелоне для надежного закрепления на плацдарме и обеспечения переправы второго и последующих эшелонов.
Имеющиеся тяжелые, средние и легкие парки могли обеспечить сборку порядка 100 16-ти тонных паромов или 6 мостов грузоподъемностью в 16 тонн.
Моторные средства (всего 36) : БМК-70, полуглиссеры, забортные моторы.
Для переправы пехоты были дополнительно подготовлены 1943 лодки различных типов - ЛГ-12, ДСЛ, СДЛ, А-3 и др. Снимки взяты для иллюстрации из сети Интернет и не имеют отношения непосредственно к периоду форсирования Свири.
Были подготовлены и индивидуальные переправочные и спасательные средства:
- плавательные костюмы ПК и МПК - 3140 штук;
- мешки (так в документах) - 870;
- надувные жилеты, нагрудники и пояса - 9950 штук.
Учитывая характеристики финских позиций, которые противник готовил два с половиной года, большое внимание советское командование уделило артиллерийскому обеспечению форсирования Свири.
Во-первых, круглосуточное офицерское наблюдение (так в документах) и тщательная доразведка вражеских позиций позволили выявить большинство огневых точек финнов еще до начала наступления.
Во-вторых, выделялись батареи непосредственной поддержки и орудия прямой наводки, которые плотно взаимодействовали с наступающими частями и подразделениями, заранее отработав вопросы оповещения и целеуказания. Отдельные орудия должны были вести огонь исключительно на разрушение проволочных заграждений, другие предназначались для ведения огня вдоль траншей и подавления огневых точек в зоне высадки. Тщательное наблюдение и заблаговременное распределение целей дало свой результат - огонь противника по переправе с передовых позиций практически не велся, в основном противодействовала продвижению советских войск артиллерия финнов из глубины обороны, но и она вскоре была подавлена. В среднем на 1 км фронта в районе переправы приходилось 21 орудие прямой наводки, т.е. всего таким образом действовало порядка 250 орудий всех имеющихся калибров.
На 1 км фронта выделалось из них:
- на разрушение проволочных заграждений - 4 орудия;
- на прикрытие переправ - 4 орудия;
- на подавление отдельных ОТ - 6 орудий;
- для прострела траншей и ходов сообщения фланговым огнем - 4 орудия;
- для прикрытия орудий прямой наводки и решения непредвиденных задач - 3 орудия.
На участке прорыва двух стрелковых корпусов было сосредоточено 1685 орудий и минометов (без учета орудий ПТО калибра 45 мм), что позволяло обеспечить плотность 140.4 ствола на один км фронта. В полосе наступления 37-го Гв. корпуса плотность орудий на км фронта была еще выше - 164, а максимальная (на направлении главного удара) - 275.
Для наилучшего взаимодействия наступающих пехотных подразделений с артиллерией командные пункты командиров дивизий и командующих артиллерией дивизий были совмещены. Вместе с передовыми частями на вражеский берег переправлялись артиллерийские наблюдатели, а 82-мм минометы, ПТР и пулеметы устанавливались прямо на плотах и паромах.
Исходя из опыта предыдущих боев, огонь гвардейских минометов велся в глубину обороны противника.
Для выявления неподавленных огневых средств противника была запланирована ложная высадка (демонстративная переправа). С этой целью в артподготовке предусматривался 15-ти минутный перерыв, во время которого лодки и плоты с чучелами (изготовлено 200 штук), управляемые небольшим отрядом добровольцев, должны были начать движение в сторону вражеских позиций, вызвав огонь на себя и тем самым обеспечив возможность подавить или уничтожить оставшиеся огневые точки.
Для обеспечения действий первого эшелона переправляющихся войск выделялся полк плавающих танков (40 машин, собранных по всем фронтам и тылам) и батальон амфибий "Форд". Поддерживать их продвижения должны были тяжелые самоходные орудия прямой наводкой с нашего берега. Забегая вперед, скажем, что в отчетах, написанных после завершения форсирования, очень положительно описывается опыт применения именно амфибий, на которых были установлены пулеметы, ведущие огонь прямо в процессе переправы. О плавающих танках же сказано просто что они были.
Инженерное обеспечение переправы было также на высоте. Кроме подготовки лодок, катеров и паромов, саперы скрытно провели разминирование занятого нашими войсками южного берега и только в полосе одной 99-й Гв. СД обнаружили и обезвредили 2100 противопехотных мин. В ночь перед форсированием Свири через наши окопы были проложены мостики, по которым к берегу доставили переправочные средства, оборудованы спуски, также были разведаны и подготовлены пути подхода к воде для амфибий, танков и автомашин.
Задолго до наступления инженерные части были максимально задействованы на оборудовании позиций советских войск - расчищались сектора обстрела, строились наблюдательные и командные пункты, укрытия для личного состава и техники. В частности в специально подготовленных укрытиях (заранее расширенных траншеях) заняли позиции в ожидании начала наступления плавающие танки, амфибии и самоходные орудия примерно за 40-50 минут до завершения артподготовки.
Утром 21.6.44 в 8.30 после получасового авианалета началась артподготовка продолжительностью 3 часа 32 минуты. За 15 минут до конца артподготовки группа добровольцев на плотах и лодках с чучелами вызвала огонь на себя, обеспечив уничтожение финских огневых точек орудиями прямой наводки. Одновременно с этим группы захвата и обеспечения начали спускать на воду плавсредства. Начали также движение плавающие танки, группы автоматчиков, минометчиков и саперные подразделения на амфибиях. 100 амфибий значительно ускорили переброску войск, сократив время пребывания их на воде и уменьшив потери при форсировании.
План огневого сопровождения переправляющихся частей и подразделений предусматривал перенос огня на вторую линию траншей по сигналу с воды по мере приближения наших солдат к вражеским позициям. При этом на соседних участках огонь продолжали вести по первой линии, в результате должно было возникнуть "огневое окаймление" зоны высадки (см схему ниже).
Мы расскажем подробно о форсировании Свири и боях в глубине финской обороны в продолжении статьи.
Ссылки для самостоятельного изучения:
Фотоальбом. Оборонительные сооружения финнов на Онежско-Ладожском перешейке том I.
Прочие документы. № документа: 402, Дата создания документа: 22.08.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2173, Лист начала документа в деле: 1.
Прорыв обороны противника южнее р. Свирь и форсирование р. Свирь
Отчеты о боевых действиях. № документа: 1, Дата создания документа: 01.01.1945 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 1024, Опись: 1, Дело: 13, Лист начала документа в деле: 9. Авторы документа: 18 сд, капитан Демидов.
Краткая гидрологическая характеристика р. Свирь.
Директивы и указания. № документа: ОП/258, Дата создания документа: 21.04.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 1314, Опись: 1, Дело: 27, Лист начала документа в деле: 71. Авторы документа: 7 А, генерал-майор Ореванский, полковник Кутняков.
Отчеты о боевых действиях. № документа: 630, Дата создания документа: 14.07.1944 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 917, Опись: 1, Дело: 111, Лист начала документа в деле: 59. Авторы документа: 18 сд, полковник Стребков, подполковник Немыря.
Бюллетень № 5 по использованию опыта войны форсирование р. Свирь
Доклады. № документа: 5, Архив: ЦАМО, Фонд: 214, Опись: 1437, Дело: 2103, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: отдел по использованию опыта войны Оперативного Управления штаба Карельского фронта, полковник Борисов А.Д.