Уже к началу 1915 года выяснились две интересные вещи: во-первых, полированные стальные кирасы тяжелой кавалерии не нужны, ибо никуда не годны, разве что улучшать характеристики всадника в качестве мишени. То есть чтоб врагу целиться проще было.
Во-вторых, хорошие стальные шлемы пехоте - наоборот, ой как нужны! Война оказалась позиционной, по преимуществу своему - артиллерийской, а голова солдата, находящаяся ближе всего к верхнему краю окопа, по умолчанию "ловила" на себя приличную долю осколков.
Поэтому уже с 1915 года армии всех воюющих стран начали либо разрабатывать собственные шлемы для пехоты, либо закупать их у союзников. Как раз в 1915/16 году появились и английский шлем Броди, и французский - Адриана, и немецкий "штальхельм" со знаменитыми рожками, и некоторые другие виды шлемов.
В их числе - своеобразный португальский шлем М16 (модель 1916 года).
Краткая история и ТТХ шлема
Его разработали в 1916 году для солдат португальского экспедиционного корпуса, отправлявшегося драться с немцами - всего португальцы, старые союзники Великобритании, планировали отправить в окопы около 56 тысяч человек. Мудро проанализировав сводки из полевых госпиталей (война-то шла уже второй год), португальцы решили, что раз они тоже "большие" и будут воевать, то ее армии нужен шлем.
Получилось вот это.
По форме португальский М16 - это капеллина (или шапель) с довольно широкими полями, сидящий на голове неглубоко, как и каска Броди.
Такой тип шлема неплохо прикрывает голову, шею и часть плечевого пояса человека, находящегося в окопе, от различного перелетного добра, сыплющегося сверху, но защищает лишь верхнюю часть головы, если боец находится вне окопа - например, бежит в атаку. Характерную ребристую форму купола португальцы взяли от некоей старинной капеллины аж XV века. Ребристых шлемов в эпоху Ренессанса хватало - вот, к примеру, образцом мог послужить шлем такого типа, как здесь в центре и посередине:
Этот шлем миланский, а не португальский, но разницы по сути нет: шапель - универсальный тип шлема для простого солдатика. Встречался по всей Европе, и не только в Европе...
Разработчики шлема м16 предполагали, что ребристая конструкция купола усилит защитные качества. В чем-то они оказались правы, только вот...
При толщине купола в 1,8 мм каска М16 защищала хуже, чем британская Mk1 (каска Броди) - при толщине купола последней в 0,9 мм. Качество португальской стали не шло ни в какое сравнение с английской. К тому же сложная ребристая конструкция купола значительно увеличивала нагрузку на португальскую промышленность, и без того не ахти мощную. Да к тому же шлем был тяжелым - тяжелее и шлема Броди, и французской "каски Адриана", например.
Кстати, что интересно - у португальского М16 был... Самый настоящий вшивной подшлемник - совсем как у средневековых шлемов. Отверстия для креплений подшлемника вы видите на первом фото. Сам по себе подшлемник был просто тканевым, но между тканью и металлом располагались кусочки пробки, играющие роль амортизаторов.
Красился такой шлем в зеленый цвет либо в хаки. Иногда - в синевато-зеленый.
Основная часть таких шлемов производилась, из-за слабости своей промышленности, даже не в Португалии, а в Британии. В португальских войсках он "конкурировал" с каской Броди. Однако, несмотря на все свои отрицательные качества, португальский М16 пробыл на службе довольно долго - до 1940 года. Последним периодом его боевого использования была Гражданская война в Испании, начавшаяся в 1936 году. Португалия участвовала в этой войне на стороне франкистов. Опознать М16 португальского солдата, воевавшего в Испании 1936-1939, можно по желтому кресту, расположенному "на лбу" его шлема.
Не могу отделаться от мысли, что такой крестик - тоже мишень...))