В 1930-х началось активное освоение Северного морского пути (СМП); в это время со стороны отдельных ученых и инженеров поступали самые разные предложения по улучшению судоходства по арктическим морям.
Довольно интересное изобретение представил В. П. Чижиков, который для более эффективного прохождения судов придумал гидроледорезную установку. Изобретатель отмечал, что мощная струя воды способна резать даже камень и сталь. Если направить ее на лед, то в зависимости от мощности установки, можно справиться и с двухметровыми преградами.
Первые испытания
В апреле 1937-го газета «Правда» сообщила об успешных испытаниях первой такой установки, которые провели в Ленинградском порту по заданию Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Тогда струя разрезала ледяное поле в среднем на глубину до 70 см.
Испытания продолжились и в следующие два года. Были построены более мощные установки, приводимые в движение поршневыми авиадвигателями. Отмечалось, что даже если прорезать лед лишь на четверть от его общей толщины, то прочность на изгиб уменьшится в восемь раз, если углубиться до середины — в 20 раз, если на ¾ — в 40 раз.
В довоенной прессе об установке, получившей название «Гидроледорез» отзывались довольно положительно. Практика показала, что Чижиков в целом был прав относительно своих расчетов. Хотя некоторые его коллеги высказывали сомнения относительно перспектив этого изобретения. Испытания решили продолжить, установив устройство непосредственно на ледокол.
Однако к этому вопросу вернулись лишь после Великой Отечественной войны. В 1946-м в журнале «Техника — молодежи» вышла статья автора этого проекта, где он вновь обращал внимание как на техническую сторону вопроса, так и на экономическую составляющую. Инженер отмечал, что при использовании гидроледорезов увеличится период навигации, который можно начинать с мая.
Он подчеркивал, что под установку выгоднее сконструировать специальное судно грузоподъемностью 10 тыс. тонн с прочным корпусом и повышенной мощностью. Используя такие суда, стоимость перевозок по СМП, по подсчетам автора проекта, может снизиться в пять раз.
Описывая само устройство, инженер говорил, что внутри судна устанавливается турбонасос, который под давлением в 200 атмосфер подает воду в так называемые гидромониторы, находящиеся в носовой части. К ним крепятся трубы со специальными насадками. Эти трубы располагаются на расстоянии около полуметра от поверхности ледового поля. Предлагалось использовать три гидромонитора.
Рассмотрение проекта комиссией
В 1947-м гидроледорез установили на «Ермаке» — первом в мире ледоколе арктического класса. Проект тогда осуществлялся под грифом «Секретно». В следующем году прошли испытания в Карском и Баренцевом морях, которые показали, что это изобретение малоэффективно.
2 февраля 1949 года состоялось заседание Ученого Совета Арктического научно-исследовательского института Главсевморпути при СМ СССР. На нем Чижиков отметил, что во время испытаний лед удалось прорезать на глубину до 2,05 м, однако это максимальное значение было достигнуто не во время движения судна. Он подчеркнул, что до того как испытывать установку на самом «Ермаке», было опробовано порядка 40 видов различных насадок; в итоге отобрали 10 вариантов.
Первые испытания во время движения в районе, где толщина льда составляла около 40-65 см, прошли неудачно — судно останавливалось. Затем мощность ледокола решили уменьшить, скорость снизилась в два раза (примерно 1 м/сек), но и в этом случае гидроледорез не давал должного эффекта и судно переставало двигаться. В общей сложности на обе попытки потратили менее 10 минут.
Чижиков в своем докладе перед комиссией отметил, что испытания были проведены не полностью, так как не удалось найти подходящий лед, и настаивал на необходимости их продолжения. Однако подавляющее большинство членов комиссии не были с этим согласны, раскритиковав изобретение инженера.
Во время доклада один из участников испытаний рассказал, что гидроледорез увеличивает скорость прохождения на 1-2 узла, но только там, где встречается ровный лед не толще 40 см. В других случаях ледокол не движется, в независимости от того, работает установка или нет. Бессильна она и при битых льдах. Другим докладчиком — профессором Шиманским — было дано заключение, что «установка, по техническим и практическим соображениям — нецелесообразна». По его словам, дальнейшая работа заведомо обречена на провал.
Во время заседания подчеркивалось неоднократно, что гидроледорез Чижикова слишком требователен к условиям, при которых он готов демонстрировать свою эффективность. Но лед в Арктике такой, какой есть, и ровных полей там почти не бывает.
Выступавший Песчанский отметил, что он, как тот, кто видел установку в действии, может сделать однозначный вывод — гидроледорез непригоден в Арктике, так как резать торосистый лед бессмысленно. Раскритиковал он и использование авиационных моторов.
Другие выступавшие озвучивали похожие мысли, вот лишь несколько цитат:
«Установка в практике непригодна. Может быть, в Финском заливе... но она там не нужна, так как ледокольная навигация непродолжительна и ледоколы вполне справляются». «Таких льдов, в которых можно было бы применить гидроледорез, и где он был бы полезен — мы найти не можем. В практике плавания по всему Севморпути едва ли вы встретите 2% такого льда, где удастся применить гидроледорез».
«При испытании всем было ясно, что лед не по надрезу ломается, а по сегментам, перекрывая эти надрезы. По надрезу он переломится, если вы будете льдины поднимать, но когда они наплаву и сжаты другими льдинами, то они не ломаются по надрезу».
«Сооружение это чрезвычайно громоздко по своей конструкции и в обращении тяжелое, является ущербом для ледокола в том отношении, что поглощает весьма полезную площадь для запасов ледокола».
«Это излишняя трата государственных денег, и лучше прекратить это дело сейчас, чем снова продолжать тратить государственные деньги... Таких льдов, которые нужны для этого гидроледореза, не существует».
«Те лица, которые считают, что надо продолжать работать над этой установкой, не имеют представления о природе льдов в Арктике. Если бы это представление у них было бы, они пришли бы к тому, что гидроледорез не годится».
«Эффективность гидроледореза настолько ничтожна, что даже если бы и был такой лед, то затрачивать громадную энергию на гидроледорезную установку на ледоколе нет смысла, лучше эту мощность дать на винты».
«Очень ценю труд изобретателя, который 18 лет работал, но к сожалению, продукция его оказалась неудачной».
В конце председателем комиссии был сделан однозначный вывод:
«Перед Главным Управлением Севморпути, а следовательно, и перед Арктическим институтом, поставлена задача: превратить к концу пятилетки Северный Морской Путь в нормальную действующую магистраль. Время упускать нельзя. Тов. Чижиков много времени отнял у Арктического института. Это время, которое мы никогда не вернем... Арктический институт и его Ученый Совет должны сказать, что с этой работой надо покончить. Бесперспективность изобретения Чижикова вполне очевидна».
Чижиков выразил несогласие с таким решением: «Я уверен в том, что мы сегодня, может быть, и закроем гидроледорез, но придет время, когда гидроледорез в Арктике будет, и в этом я твердо уверен и глубоко убежден».
Источники:
- Струя режет лед // Правда. — 1937 (25 апреля). — 4 полоса
- ЦГАНТД СПб. Ф. р-369. Оп. 1-1. Д. 735
- ЦГАНТД СПб. Ф. р-369. Оп. 1-1. Д. 684
- Чижиков В. Гидроледорез // Техника – молодёжи. — 1946. — № 4. — С. 4–5.
- Советская Арктика. — 1940. — №2. — С.91