Российский ужастик «Побочный эффект» получился не очень ровным, но заслуживает уважение за смелость экспериментов, стремление работать не по клише и отчетливое проявление интеллекта.
Проблемы архитектора Андрея и певицы Оли стартуют в стиле хорроров о «незнакомцах» в доме. После этого Андрея гложет вина за проявленную слабость (и зрителю невесело), Ольга сторонится мужа. Пытаясь вернуть прежнюю жизнь, Андрей обращается к экстрасенсу Маре (Александра Ревенко), живущей в конструктивистском доме напротив Кремля.
Мара готова стереть память Ольги о той ночи, в обмен просит пожить в ее квартире, где растут редкие грибы. Далее – мистический ужастик. Мара героев обманет, «сталинская» квартира окажется норой в мир, где языческая хтонь, кругом грибы, бодихоррор, да еще и флешбеки про суровую жизнь в 20-е и 30-е годы прошлого века.
Только не надо про «постхоррор»!
Любители модных словечек три года мусолят неологизм «постхоррор», вброшенный хайпа ради в The Guardian в 2017 году. Кроме того, что это слово дискредитирует жанр, отсекая от хоррора значительную часть социально острого, интеллектуального, арт и т.п. продукта, с его помощью можно оправдывать неудачные работы. Называешь непопадание в жанр «постхоррором», и фильм сразу становится чем-то примечательным.
Так некоторые пытаются понять и простить за шероховатости «Побочный эффект» режиссера Алексея Казакова, ранее писавшего сценарии к социально острым комедиям «Горько!» и «Самый лучший день».
Да, фильм структурно и интонационно сложный, психологически жесткий, допускающий метафорические прочтения. И что с того? Такого со времен «Ребенка Розмари» Полански было немало. Да, фильм еще эстетствует – визуально, музыкально (в саундтреке СБПЧ, Shortparis и т.д.), в работе оператора. И что? Хоррор не может быть эстетским? Поэтому давайте все-таки без демагогии про постхоррор. Авторский хоррор, да и ладно.
Жанр и побочные эффекты
Как бывает в России, автор берется за все и сразу, а слепить цельный продукт непросто. В итоге оценки во многом зависят от настроения.
Не очень понятно, почему антагонистка именно Мара, в честь славянской языческой богини. Функционал богини все-таки иной. Но Ревенко создает интересный образ, как минимум, это нечто говорящее и эмоциональное, а не мычащая белесая ведьма, как часто бывает в западном кино.
Выбор Марины Васильевой удачный, особенно после «Нелюбовь». Ее дуэт с Семеном Серзиным выглядит неловким, как и отдельная работа актера в кадре. Но многие хвалят! Видят в игре соответствие неловкости и дискомфорту, что заложены в самой истории мужа и жены? Ну, может быть. С натяжкой принимается. С натяжками, можно смотреть и дальше.
Спорна работа художника. В квартире Мары сумбурно, как и в ее пещере. Не очень понятен светящийся католический крест в одной из комнат, как и неоновые лампы в неонуар-стиле. С другой стороны, и Мара современная женщина, может обставлять логово как хочет. Можно допустить.
Наиболее крутая (как должно быть) хтоническая локация с прожорливыми грибами и бодихоррорными превращениями напоминает дискотеки 90-х, хотя сама задумка с фосфоресцирующими грибами очень хороша. Тут тоже – под настроение, но хотелось бы большей визуальной четкости.
Агитпроп и метафорическая грибница
Не обошлось без СССР. Кажется, в Фонде Кино план по антисоветскому агитпропу. Недавно я бурчал на соответствующую «клюкву» «Кольская сверхглубокая». В этом случае не возмущаюсь, так как речь о периоде 30-х ( Мара была чекисткой в кожанке!), к которому отношусь негативно. Но многим сцена в деревне с людьми в красно-синих фуражках не понравится, автор в некоторых деталях, возможно, перебарщивает.
При этом с историческим бэкграундом рассказанная на флешбеках история Мары, которая превращает трусов в лошадей, выглядит сильно и нешуточно. И это не J-хоррор, при схожести моментов, что уже хорошо.
В том, что после ритуала отказа от памяти на героя набрасывается память об общественно-политических событиях столетней давности, можно разглядеть аллегории. Можно видеть и женскую персонификацию России, с которой постоянно поступают как... с героинями фильмов «Жила-была одна баба», «Викинг», «Родина», о чем обществу помнить весьма некомфортно. В общем, разогнаться со смыслами тут можно сильно.
Кто это сделает при просмотре, может разочароваться концовкой –быстрой и слишком простецкой для хоррора с интеллектуальным постмодерн-замахом. Но чисто жанрово схватка с Марой выглядит хоть и наивной, зато зрелищной и бодрой... В общем, кино смотреть стоит.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь, и продолжим!
«Первая ведьма» и «Яга». Хорроры из России и США похожи
Постсоветские ужасы (ч.6). «Спайс бойз» – умный хоррор из Беларуси