Американский фильм ужасов «Первая ведьма» почти во всем совпадает с российским «Яга. Кошмар темного леса». И дело не в клише. Схожесть слишком серьезная, она не в мелких деталях, а ключевых моментах.
Съемки российского фильма ужасов режиссера и сценариста Святослава Подгаевского («Невеста», «Русалка») завершились летом 2018 года. Премьеру планировали на конец 2019 года, хотя наверняка могли зарядить раньше, просто ждали более выгодного сезона. Американцы братья Пирс («Мертвоголовые») представили фильм «Первая ведьма» по своему сценарию летом 2019 года и поездили по фестивалям.
Очевидно, с готового фильма идею в этом случае не стянуть, и премьеры стояли близко. Но воровать можно и раньше, хотя бы с питчингов. При этом оба хоррора словно пересказывают одну и ту же страшную сказку, отличаясь друг от друга не больше, чем «Буратино» от «Пиноккио».
К сожалению, пока не вспоминается сказочная классика, которая могла быть общим референсом. Поэтому причины совпадений для меня непонятны. Если кто-то помнит исходную сказку, которой могли вдохновиться российские и американские авторы, напишите, пожалуйста.
Действие американского фильма – в захолустье, российского – в модных новостройках, но это не очень важно. В обоих фильмах мы видим приезд юноши, который знакомится с местной девушкой, в стиле Стивена Кинга ссорится с хулиганами и замечает в своем доме и у соседей странности.
В американском кино угроза идет от соседки. В российском – от няни, которая в разных домах сидит с детьми. Главное, что эта тетка ворует детей и вместе с ними крадет у родителей воспоминания. Собственно, страх забвения – главная хоррор-фишка обоих фильмов и выглядит она свежо и ценно при общем дефиците идей. Да было «Забытое» (2004) с Джулианной Мур, героиня которой забыла сына, похищенного инопланетянами. Но там все иначе. Вряд ли эта картина – референс.
В обоих фильмах жесть начинается около колыбели с младенцем. Мы видим очень похожие кадры с подкравшейся ведьмой, а потом – родителей, которые смотрят на люльку как на ненужную мебель и напрочь забыли, что у них был ребенок. Правда, американский хоррор идет дальше, здесь как в «Сканерах» вторгается в мозги и по другим поводам.
В обоих фильмах молодой человек и девушка лезут в ведьмину пещеру, где надеются найти украденных детей. В российском фильме путь в нору, конечно, идет через печь Бабы Яги, в американском – через дыру в корнях дерева, как в сериале «Очень странные дела». В «Последней ведьме» мы видим деток, опутанных корнями деревьев, у Подгаевского они спутаны красной пряжей и даже какими-то проводами, но суть примерно та же.
Наверняка не совпадение знаки на полу в доме, что видит протагонист, и фотки с исчезнувшими родственниками, что он разглядывает. Еще есть кадры с мамой. Ребенок смотрит на мать со спины, а у нее спина дергается и ломается... Один в один, только в американском мамаша еще и голая.
И там, и там действует мрачноватый одиноко живущий в избушке отец, потерявший ребенка и почти забывший о нем. Дядька в обоих картинах неплохо помогает детям в схватке с колдуньей жесткими методами.
В целом фильм Подгаевского, который скорее снял не хоррор, а сказку, отличается от «Первой ведьмы», где немало мрачняка. А вот на уровне сценария эти фильмы — как две заметки СМИ по одному пресс-релизу.
Постсоветский хоррор (ч.5). Горбачев и гуманоиды в Чернобыле
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 5)
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 5)