Найти тему
Кинокружок Курилова

Самые яркие актрисы в образе России-матушки (часть 2)

Оглавление
Языческая Русь - Александра Бортич в фильме "Викинг".
Языческая Русь - Александра Бортич в фильме "Викинг".

Продолжаю серию публикаций о женской персонификации образа России в отечественном кино 21 века. В прошлый раз речь шла о фильмах «Жила-была одна баба», «Родина», «Нелюбовь» и «Солнечный удар». Сейчас вспомним еще три картины о нелегкой судьбе России-матушки.

Новый русский теряет Веру

«Сторож» Юрия Быкова — новая притча с женской персонификацией России, которая по глупости связалась с жуликом в девяностые и теперь понимает, что повернула не туда.

В фильме "Восьмерка" за России боролись бандит с ментом, в "Стороже" - жулик и  бывший врач.
В фильме "Восьмерка" за России боролись бандит с ментом, в "Стороже" - жулик и бывший врач.

Работающий в заброшенном санатории сторож — бывший врач, который когда-то считался лучшим хирургом региона, а потом потерял веру в себя, страну, будущее, спился и совершил ошибку, от которой погибла женщина. Запутавшийся врач — это тот средний класс и интеллигенция, на которых все должно было держаться. Но они устали жить и работать в системе, которую породили новые русские из 90-х и продолжатели их дел в 21 веке, перестали видеть в этом смысл.

Простой народ (представлен вдовцом той женщины и его сыном, что приезжают в санаторий, желая отомстить сторожу) злится так, что зла уже не хватает, но на радикальные меры пойти не может. Нет ни сил, ни духа.

После потери ребенка Вера-Россия пьёт и не видит будущего.
После потери ребенка Вера-Россия пьёт и не видит будущего.

А что же Россиюшка? Она появляется в санатории в виде Веры (Алла Юганова), жены полукриминального бизнесмена Стаса, с которым не в ладах после смерти ребенка (вспомним про «Нелюбовь»?). То, что дальше, лишь формально можно назвать любовным треугольником.

Новая Россия и лихой отчим из 90-х

Наташа (замечательная роль Юлии Александровой) из двух фильмов «Горько!» отчасти персонифицирует новую Россию, до сих пор страдающую от своих «лихих» предков из 90-х годов. Да, это комедия, а конфликт героини с отчимом Борисом Ивановичем, мелким чиновником, бизнесменом-неудачником да еще и с понтами представителя ВДВ, можно было списать на обычную тему «отцы — дети».

Отчим из 90-х не привык к ответственности, всё разгребать приходится Наташе.
Отчим из 90-х не привык к ответственности, всё разгребать приходится Наташе.

Но это ново-российское, и под комедией прячутся экзистенциальная драма, беспокойство о судьбах родины, да и разница между поколениями во многом обусловлена сменой общественно-экономических периодов в России после революции 1991-1993 годов.

Дилогия Жоры Крыжовникова, безусловно, сильная гуманистическая работа, фильмы, снятые с любовью к стране и ее людям, ко всем. И новая Россия-Наташа хоть и страдает от всей «расплескавшейся синевы» и наследия 90-х в диковатых и деструктивных выходках отчима, все-таки находит силы для согласия и примирения. Пусть даже под песни Лепса.

Христианская Русь против языческой

Одна из главных художественных удач фильма «Викинг» — конфликт героинь Александры Бортич (Рогнеда) и Светланы Ходченковой (Ирина). Эти роли, конечно, тоже метафорические. Рогнеда — персонификация старой языческой Руси, а Ирина — новой, христианской.

Рогнеда предпочитала язычество.
Рогнеда предпочитала язычество.

Ирина, взятая в наложницы Владимиром жена его брата Ярополка (которого Владимир же и убил), весь фильм недовольна идолами, которых наставил в Киеве новый муженек, и бережет свою христианскую атрибутику. Христианство в Киеве действительно началось до прихода Владимира (который после убийства Ярополка ненадолго устроил языческий реванш), а Ирина — бывшая монахиня.

Ирина даже в период языческого реванша Владимира остается христианкой.
Ирина даже в период языческого реванша Владимира остается христианкой.

Диковатая и радикальная Рогнеда начинает видеть смысл в христианстве только в финале картины, с радостью принимая обряд крещения в водах Днепра (в реальной истории все было куда жестче, христианство, особенно на севере, насаждали огнем и мечом).

Ближе к  концу фильма Владимир поймет, что Ирина дело предлагала.
Ближе к концу фильма Владимир поймет, что Ирина дело предлагала.

Многоженство Владимира можно считать символом объединения княжеств. Надругательство над княжной Рогнедой, ранее сосватанной Ярополку, исторически и художественно в «Викинге» является символом междоусобицы на Руси. Кстати, не первый случай насилия над Русью-матушкой, такое уже было фильмах «Жила-была одна баба» и «Родина».

А вот и персонификация Крещения Руси. Финал фильма "Викинг".
А вот и персонификация Крещения Руси. Финал фильма "Викинг".

Спасибо за дочитывание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!
Моя статья "Самые яркие актрисы в образе России-матушки (часть 1)"