Беларусь сняла мощный фильм, пожалуй, сильнейший в мире хоррор о вреде запрещенных психоактивных веществ. Он сочетает жанровую зрелищность, суровую правду жизни и притчу о химическом Зле, отнимающем человеческие души. Аплодисменты.
Хоррор «Спайс Бойз» основан на случае про трех употреблявших (правда, не то, что в названии фильма) друзей в Гомеле. Тогда одного из них приняли за одержимого дьяволом и серьезно травмировали. История, наделавшая шума в Белоруссии (в Екатеринбурге в 90-е такие случаи даже не замечали), с трудом тянет на короткометражку, поэтому режиссер Владимир Зинкевич (дебют в полном метре после сериала «Качели») расширил действие и добавил пятерых девушек, полицейских, разносчика пиццы, гопников... из которых до финала доберутся немногие.
В центре сюжета действительно три друга: вернувшийся из армии Чистый, Колбаса из семьи авторитета и парень с ДЦП по кличке Ламбада. Чистый женится на Инне. На свадьбу приглашена старая подруга из столицы – Василиса, ей придется быть протагонисткой. Парни на свадьбу снимают домик, в котором решают для начала устроить мальчишник.
В довесок к выпивке покупают роковые компоненты. Да еще и приглашают в гости трех барышень с «низкой социальной ответственностью»... Позже в домике оказываются все персонажи, и после танцев под «Мокрые кеды» Тимы Белорусских дело движется к невообразимой жути.
На реальных фактах основано ядро сюжета, далее – дичайший слэшер, выдержать который способен не каждый. Кто справится, поймет, что это было не зря. Тут покажутся слабее «Реквием по мечте», «Экстаз», и другие фильмы об ужасах игр с химией. Это супер-кино для мирового хоррора, а для Беларуси – совсем сокровище. Правда, при отличной игре актеров, почти все они – россияне. Круче бы увидеть реальных белорусов.
Но зато Зинкевич даже кастингом проработал сверхзадачу, выраженную слоганом «Ты и правда думаешь, что это не может произойти с тобой?». Неспроста потерявшего человеческий облик Чистого сыграл один из самых позитивных актеров России – Александр Головин (Сноубордист из франшизы «Ёлки»). Есть мрачная ирония и в том, что главная актриса Маргарита Аброськина известна по сериалу «Толя-робот» про инвалида (в фильме Зинкевича Ламбаду принимают не за дьявола, а за робота).
Снимать такое – дико сложно, как сохранить логику под действием сами знаете чего. Сними чисто по хроникам, будет невыносимая чернуха. Не станут смотреть. С другой стороны – опасность слить серьезную тему в развлечение, в ненужный гротеск, черную комедию и тарантиновщину. Но режиссеру удалось мастерски удержать баланс на этих «качелях».
Некоторые обвинили автора в уходе к «тарантинской» эстетике 90-х, но это сгоряча. Да, история стартует с постмодернового диалога омоновцев о том, что в США не жалеют кетчупа, а «у нас» жадничают. Да, это стеб над белорусским кино и заявка на то, что «кетчупа» в фильме прольют на рекорд. Есть и гоп-сцены с черным юмором. Но это ароматические добавки – чтобы удержать заранее напуганного зрителя у экранов. Суть же и сверхзадача этой истории очень серьезные.
Хоррор обычно сталкивает нас со Злом, относящимся к демоническим, адским, языческим архетипическим образам, что вызывает мистический трепет. Страшное приобретает качества, пусть и близкого к реальности, но мифа, позволяя зрителю расслабиться и не отворачиваться от жестких сцен. В данном случае для режиссера принципиально, что история – не шутка и реально касается каждого, но при этом (снова речь о балансе), он вынужден для художественности и съедобности продукта обращаться к правилам хоррора. Это тоже сделано деликатно и точно.
С первого кадра в фильме тонким слоем намазан бытовой мистицизм: не зря омоновец упоминает беспредел в полнолуние, таксист боится черных кошек, просыпанную соль засыпают сахаром, а Ламбада бросает вызов Богу, превращая сцену употребления в аналог сатанинской мессы. В итоге – явление зверя-антихриста, когда Колбаса напяливает на голову чучело волка из сарая. Жесткая аллегория, уровня ведущих мастеров хоррора.
Если кажется, что фильм до тошноты жесткий в плане социальной чернухи, нужно прочувствовать тот самый мифологический хоррор-ароматизатор. Главный идейный посыл картины, останется прежним и страшным, но аллюзии на тарантиновщину и классная работа с хоррором помогут принять эту горькую пилюлю.
Иначе бы не зашло. Фильм бы не стал фестивальным (призы на Киношоке, участие в ММКФ...), не получил бы высокие рейтинги и кучу положительных отзывов. А тут зашло, да еще как. При этом все технически правдиво, без дешевых мифов и лобового морализаторства. Респект.
Белорусский «Сашин ад» / Фильмы ужасов из постсоветских стран (ч.2). Беларусь и Казахстан / Украинский психоз, демоны Бреста
/ Белорусский «Пёс» по Лавкрафту / Постсоветские фильмы ужасов (ч.5). «Брама» – Горбачев и гуманоиды в Чернобыле