Найти тему
Круто об искусстве

Путь к освобождению.

Все началось в Мурнау - деревне у подножия Альп, которую сегодня называют "колыбелью абстракционизма". В общем-то и там же закончилось. Для меня, не для Кандинского.

Корни его искусства, да и мироощущения в целом неразрывно связаны с Россией и Германией (хотя он успел пожить и во Франции, и в Штатах).

А вся прелесть его творчества в том, что он абсолютно не стремился к иконоборчеству, к эпатажу (его художественная отвага и дерзость теоретически им же аргументированы).

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ - человек европейски образованный, теоретик искусства, профессиональный музыкант (и это очень определяющий момент), совсем не склонный к громким декларациям, присущим межхудожественным спорам эпохи.

-2

Итак, МУРНАУ. Для меня живопись этого периода (1908 - 1910) - самый жизнестойкий и убедительный промежуток в творчестве Кандинского (в отличии от его зрелых и поздних работ), самый красочный, если хотите самый романтический. Здесь он еще только на пороге открытия, можно сказать, ПРИОТКРЫВАЕТ ДВЕРЬ В МИР АБСТРАКЦИИ, ПОКА ЕЩЁ ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ РЕАЛЬНОСТИ.

В Мурнау он только на пути к освобождению.

И здесь, конечно, много чего поспособствовало этому, грядущему вскоре, прорыву (к слову, "Первая абстрактная акварель" будет создана именно им в 1910 году):

- новая русская философия, икона, модерн, импрессионизм, понимание мощи цвета Матисса и формы Пикассо, классическая немецкая философия (будут еще два важных пункта, но о них чуть позже).

Так КАКОЙ же Кандинский в Мурнау?

-3

А такой, что глядя его холсты хочется сказать: "Как сердце? А сердце стучит!".

Построенные на цветовых диссонансах, игре линий и пятен, взрыве чистого света и красок, крупных мазках, трансформации пространства, полотна Кандинского словно пульсируют, как кровь по венам.

-4

Именно здесь образы реальной действительности начинают вытесняться из работ художника, но еще неизменно присутствуют.

Цвет уже более не выполнял лишь описательную функцию, а представлял свой собственный символический смысл, убеждая наш взгляд и сознание, что жёлтый с рваными очертаниями и черными провалами треугольники - несравненно более значительная ценность, нежели обозначенный ими торец здания.

И вот мы подошли к следующим двум пунктам природы искусства Кандинского, думается, наиболее важных и значительных:

1️⃣ Научное открытие деления атома, которое Кандинский воспринял как разрушение всего мира. Именно поэтому его работы, в особенности зрелое творчество, есть ни что иное как ВЗГЛЯД НА МИР ЧЕРЕЗ ЛУПУ МИКРОСКОПА (правда, в них, кажется, совсем нет жизни, по крайней мере того живого нерва и пульсирующей материи мурнаунских откровений).

2️⃣ Отношение к музыке (вспоминаем, что художник был профессиональным музыкантом): живопись 1908х - 1910х годов (Мурнау), возможно более, чем последующие работы художника, НЕРАЗРЫВНО С НЕЙ СВЯЗАНА.

Он был дружен с композитором Шёнбергом, переводил его теоретические работы, заинтересовал его живопись и сам позднее увлёкся его живописными опытами.

Кандинский считал, что музыку можно перенести на холст подобно тому, как изображённые на бумаге ноты можно превратить в мелодию. А помогали в этом ему "странные существа" (краски были для Кандинского живыми), способные "создавать нескончаемое число новых миров".

-5

И если импрессионисты сделали независимой ценностью живописную фактуру картины, которая стала как оперная ария, то РАННИЙ КАНДИНСКИЙ - ЭТО МИР ЧИСТО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

И здесь, в Мурнау, эта поразительная музыкальность или, если хотите, ЖИВОПИСНАЯ ИЛЛЮЗИЯ МУЗЫКИ, звучит так звонко и громко, что невольно вспоминаются слова Владимира Соловьева, полагавшего, что один из основополагающих принципов искусства "есть превращение физической жизни в духовную" (и тут же одно из известнейших сочинений Кандинского "О духовном в искусстве").

И раз уж вспомнились теоретические опусы художника: удивительно, но они ценны сами по себе, даже в отрыве от его картин (ибо не столько объясняют произведение, сколько описывают систему идей). В общем-то и его картины легко можно воспринимать вне его текстов.

-6

Живописный мир Кандинского, в отличие от, например, Малевича, никогда не тяготел к абсолютному нулю и абсолютной гармонии, напротив, он ВСЕГДА В СТАНОВЛЕНИИ (Кандинский едва ли не единственный из своих братьев-абстракционистов, кто НЕ ВЕРНУЛСЯ в лоно предметной живописи).

Или МУТАЦИИ, правда, это ближе его зрелым и поздним работам, которых, к слову, я совсем не люблю (но это, конечно, мои проблемы, а не Кандинского).

Зато я очень люблю период Мурнау - работы, на которые, кажется, можно смотреть бесконечно долго, как можно бесконечно долго слушать "Adagio" Стравинского, например.

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм