Найти в Дзене
Заметки о живописи

Франсиско де Гойя. Причуды человеческого воображения

Франсиско де Гойя. "Автопортрет". (1795)
Франсиско де Гойя. "Автопортрет". (1795)

Осенью 1792 года в жизни Франсиско де Гойи произошли тревожные перемены. Он тяжело заболел, и болезнь завершилась частичным параличом. Художник боялся потерять зрение, однако в конце концов лишился слуха... Выздоровление, хотя и наступило, далось Гойе очень нелегко. 

Почти сразу после того, как ему стало лучше, художник снова принялся за работу. Однако картины его не были теперь веселыми и радостными, из них полностью исчезли яркие и насыщенные цвета... Гойя обратился к офортам.

  • Офорт – с французского eau-forte, что буквально означает "крепкая вода".
  • Это металлическая доска, покрытая лаком, по которой художник рисовал специальной иглой.
  • Готовую работу пропитывали кислотой, которая разъедала свободный от лака металл и "закрепляла" рисунок.
  • На технику оффорта похож более лёгкий граттаж. Отличие заключается в том, что рисунок наносится не на металл, а на залитый тушью картон, предварительно раскрашенный в яркие цвета.

Первая серия офортов, которые со временем станут привычными в творчестве художника, носила название "Капричос" (с исп. Los Caprichos – "Причуды") и содержала 80 листов. На каждом из них находилось живописное изображение, обличающее тот или иной порок современного художнику общества, и авторское пояснение к нему. 

Вот лишь некоторые из листов и немногие из пороков:

Лист 8. "Её похитили!"

"Женщина, которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что её похитили".

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 8. "Её похитили!"
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 8. "Её похитили!"

Первые листы "Капричос" Гойя посвятил женскому поведению... Видимо, распущенность нравов в Испании конца XVIII века была такова, что обществу требовалось постоянное напоминание об этом.

Двое неизвестных в плащах с капюшонами утаскивают бедняжку в ночь... Впрочем, кажется, она не особо сопротивляется этому. Кто знает, какие договорённости были заключены днем?

Лист 12. "Охота за зубами".

"Зубы повешенного – чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, простонародье верит этим бессмыслицам".

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 12. "Охота за зубами"
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 12. "Охота за зубами"

Рациональное, основанное на научных открытиях мышление к моменту написания "Капричос" еще не утвердилось в Испании. Народ жил суевериями, вера в которые порой приобретала устрашающие размеры.

Святая Инквизиция, сохранявшая свои позиции в Испании вплоть до 1834 года, не искореняла, а лишь подогревала народные предрассудки. Показательные процессы над ведьмами и колдунами заставляли верить в них.

На офорте молоденькая ведьма, превозмогая отвращение, крадет у повешенного его зубы. А ну как пригодятся в колдовстве?..

Лист 16. "Да простит её бог, это была её мать".

"Барышня покинула дом совсем ребёнком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у неё милостыню. Она прогоняет её, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит – подумать только! – что нищенка – её мать".

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 16. "Да простит её бог, это была её мать".
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 16. "Да простит её бог, это была её мать".

Нарядная девушка – это, конечно же, маха. Девушка из ремесленного квартала Мадрида, свободная и раскрепощенная... Еще не проститутка, но уже и не благовоспитанная дама.

Вы только посмотрите на эти каблучки, на это платье, на позу, которую приняла красавица!.. Что ей теперь какая-то там простолюдинка, пусть даже это её родная мать?

Остаётся лишь догадываться, какого рода удача посетила девушку.

Лист 18. " А у него сгорает дом".

"Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удается снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина".

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 18. "А у него сгорает дом"
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 18. "А у него сгорает дом"

Точно и емко! Лучше ведь и не скажешь о пьяном человеке...

В Испании XVIII-XIX веков пьянство было проблемой, которую Гойя считал себя должным осветить.

Лист 20. "Вот они и ощипаны"

"Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место"

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 20. "Вот они и ощипаны"
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 20. "Вот они и ощипаны"

Здесь речь идёт, конечно же, о мужчинах, которые оказались столь доверчивы, что отдали себя в руки продажных женщин. Ведь дамам этим только и нужно, что вводить мужчин в траты...

Многочисленная сводня, которая в офортах Гойи всегда находится где-то неподалёку, похоже, имеет долю в общем деле.

Однако не стоит думать, что подобным коварством отличались одни лишь женщины.

Лист 21. "Как её ощипывают!"

"И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка. Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется"

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 21. "Как ее ощипывают!"
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 21. "Как ее ощипывают!"

О, эта дама будет сполна вознаграждена за все свои дела! Красивые платья, блестящие серьги и кольца – все, решительно все, что она хотела бы оставить неоплаченным, оплатить ей, как видно, все же придётся.

И это ждёт всех женщин, лишенных целомудрия...

Лист 49. "Маленькие домовые".

"А вот совсем другой народец. Весёлые, резвые и услужливые; немножко лакомки и охотники до шалостей; но всё-таки это славные человечки".

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 49. "Маленькие домовые".
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 49. "Маленькие домовые".

Перед нами – испанские домовые, дуэнде. Невежественные крестьяне верили, что достаточно оставить на крыльце кринку молока, чтобы вся их работа была переделана этими крошками...

С домовыми старались не ссориться, их всячески ублажали. Даже не верится, что в XIX веке люди были по-прежнему подвержены столь глупым суевериям...

Однако вполне справедливо и другое. Все чудовища Гойи имеют прямой аналог в мире людей. Их плодят духовная низость, коварство и злоба, а потому неудивительно, что крошечный домовой имеют руку, размером далеко превосходящую его собственную.

Вполне возможно, что перед нами – прекрасный образчик человека, высмеянного художником за его ленность и нежелание трудиться.

Лист 62. " Невероятно!"

"Две ведьмы крепко поспорили, которая из них сильнее в бесовском деле. Трудно поверить, что Косматая и Кудлатая способны на такую потасовку. Дружба – дочь добродетели: злодеи могут быть сообщниками, но не друзьями"

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 62. "Невероятно!"
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 62. "Невероятно!"

И здесь мы сталкиваемся с тем, как мастерски Гойя переносит свои наблюдения за человеком на тварей, порождённых его воображением... Ведьмы ссорятся, и мы видим, как по небу, словно духи тьмы, летают их верные помощники, предоставленные на время самим себе...

Так же и в человеческом, вполне реальном мире. Злобу, однажды разгоревшуюся в сердцах, не так-то легко потушить; она будет летать по миру и находить все новых и новых жертв.

Лист 68. "Вот так наставница"

"Для ведьмы метла – одно из важнейших орудий: помимо того, что что ведьмы – славные метельщицы, они, как известно, иногда превращают метлу в верхового мула, и тогда сам чёрт их не догонит".

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 68. " Вот так наставница".
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 68. " Вот так наставница".

В этом офорте соединились и суеверное представление о ведьмах, и чисто человеческая неприязнь к женской хитрости.

Чтобы взлететь повыше, некоторые дамы ничем не гнушаются. Да ещё и невинных девушек тому же учат.

Позади старой ведьмы мы видим на метле ведьму молодую и даже красивую. Чему может научить её такая старая сводня?..

Лист 43. "Сон разума рождает чудовищ".

"Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых ими чудес".

Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 43. "Сон разума рождает чудовищ".
Франсиско де Гойя. "Капричос". Лист 43. "Сон разума рождает чудовищ".

Данный офорт должен был стать вступительным, однако по неизвестной причине автор перенес его в середину серии.

Он объясняет нам, что происходит с человеческим воображением, не прислушивающимся к голосу разума.

Перед нами человек, уставший от каждодневной борьбы с порождением своих собственных мыслей. Страхи атакуют его в образе крылатых бестий: сов и летучих мышей.

Впрочем, вполне вероятно, что человек, бессильно уронивший голову на руки, и есть наш спящий Разум...

Офорты Франсиско де Гойи должны были помочь его соотечественникам, благочестивым испанцам, воспрянуть духом и с честью пережить суровые времена. Художник верил, что ситуация в стране изменится, и тогда отпадет потребность людей в пьянстве и проституции, в обмане и порождённой им слепой злобе...

В 1799 году Гойя напечатал триста комплектов серии. Из них было продано лишь двадцать семь...

Общество пока не было готово понять и принять обличительную речь художника.

Однако скоро, очень скоро этот миг все же наступит.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Франсиско де Гойя. Душа ребенка

Франсиско де Гойя. Одетая маха