Осенью 1792 года в жизни Франсиско де Гойи произошли тревожные перемены. Он тяжело заболел, и болезнь завершилась частичным параличом. Художник боялся потерять зрение, однако в конце концов лишился слуха... Выздоровление, хотя и наступило, далось Гойе очень нелегко.
Почти сразу после того, как ему стало лучше, художник снова принялся за работу. Однако картины его не были теперь веселыми и радостными, из них полностью исчезли яркие и насыщенные цвета... Гойя обратился к офортам.
- Офорт – с французского eau-forte, что буквально означает "крепкая вода".
- Это металлическая доска, покрытая лаком, по которой художник рисовал специальной иглой.
- Готовую работу пропитывали кислотой, которая разъедала свободный от лака металл и "закрепляла" рисунок.
- На технику оффорта похож более лёгкий граттаж. Отличие заключается в том, что рисунок наносится не на металл, а на залитый тушью картон, предварительно раскрашенный в яркие цвета.
Первая серия офортов, которые со временем станут привычными в творчестве художника, носила название "Капричос" (с исп. Los Caprichos – "Причуды") и содержала 80 листов. На каждом из них находилось живописное изображение, обличающее тот или иной порок современного художнику общества, и авторское пояснение к нему.
Вот лишь некоторые из листов и немногие из пороков:
Лист 8. "Её похитили!"
"Женщина, которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что её похитили".
Первые листы "Капричос" Гойя посвятил женскому поведению... Видимо, распущенность нравов в Испании конца XVIII века была такова, что обществу требовалось постоянное напоминание об этом.
Двое неизвестных в плащах с капюшонами утаскивают бедняжку в ночь... Впрочем, кажется, она не особо сопротивляется этому. Кто знает, какие договорённости были заключены днем?
Лист 12. "Охота за зубами".
"Зубы повешенного – чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, простонародье верит этим бессмыслицам".
Рациональное, основанное на научных открытиях мышление к моменту написания "Капричос" еще не утвердилось в Испании. Народ жил суевериями, вера в которые порой приобретала устрашающие размеры.
Святая Инквизиция, сохранявшая свои позиции в Испании вплоть до 1834 года, не искореняла, а лишь подогревала народные предрассудки. Показательные процессы над ведьмами и колдунами заставляли верить в них.
На офорте молоденькая ведьма, превозмогая отвращение, крадет у повешенного его зубы. А ну как пригодятся в колдовстве?..
Лист 16. "Да простит её бог, это была её мать".
"Барышня покинула дом совсем ребёнком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у неё милостыню. Она прогоняет её, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит – подумать только! – что нищенка – её мать".
Нарядная девушка – это, конечно же, маха. Девушка из ремесленного квартала Мадрида, свободная и раскрепощенная... Еще не проститутка, но уже и не благовоспитанная дама.
Вы только посмотрите на эти каблучки, на это платье, на позу, которую приняла красавица!.. Что ей теперь какая-то там простолюдинка, пусть даже это её родная мать?
Остаётся лишь догадываться, какого рода удача посетила девушку.
Лист 18. " А у него сгорает дом".
"Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удается снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина".
Точно и емко! Лучше ведь и не скажешь о пьяном человеке...
В Испании XVIII-XIX веков пьянство было проблемой, которую Гойя считал себя должным осветить.
Лист 20. "Вот они и ощипаны"
"Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место"
Здесь речь идёт, конечно же, о мужчинах, которые оказались столь доверчивы, что отдали себя в руки продажных женщин. Ведь дамам этим только и нужно, что вводить мужчин в траты...
Многочисленная сводня, которая в офортах Гойи всегда находится где-то неподалёку, похоже, имеет долю в общем деле.
Однако не стоит думать, что подобным коварством отличались одни лишь женщины.
Лист 21. "Как её ощипывают!"
"И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка. Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется"
О, эта дама будет сполна вознаграждена за все свои дела! Красивые платья, блестящие серьги и кольца – все, решительно все, что она хотела бы оставить неоплаченным, оплатить ей, как видно, все же придётся.
И это ждёт всех женщин, лишенных целомудрия...
Лист 49. "Маленькие домовые".
"А вот совсем другой народец. Весёлые, резвые и услужливые; немножко лакомки и охотники до шалостей; но всё-таки это славные человечки".
Перед нами – испанские домовые, дуэнде. Невежественные крестьяне верили, что достаточно оставить на крыльце кринку молока, чтобы вся их работа была переделана этими крошками...
С домовыми старались не ссориться, их всячески ублажали. Даже не верится, что в XIX веке люди были по-прежнему подвержены столь глупым суевериям...
Однако вполне справедливо и другое. Все чудовища Гойи имеют прямой аналог в мире людей. Их плодят духовная низость, коварство и злоба, а потому неудивительно, что крошечный домовой имеют руку, размером далеко превосходящую его собственную.
Вполне возможно, что перед нами – прекрасный образчик человека, высмеянного художником за его ленность и нежелание трудиться.
Лист 62. " Невероятно!"
"Две ведьмы крепко поспорили, которая из них сильнее в бесовском деле. Трудно поверить, что Косматая и Кудлатая способны на такую потасовку. Дружба – дочь добродетели: злодеи могут быть сообщниками, но не друзьями"
И здесь мы сталкиваемся с тем, как мастерски Гойя переносит свои наблюдения за человеком на тварей, порождённых его воображением... Ведьмы ссорятся, и мы видим, как по небу, словно духи тьмы, летают их верные помощники, предоставленные на время самим себе...
Так же и в человеческом, вполне реальном мире. Злобу, однажды разгоревшуюся в сердцах, не так-то легко потушить; она будет летать по миру и находить все новых и новых жертв.
Лист 68. "Вот так наставница"
"Для ведьмы метла – одно из важнейших орудий: помимо того, что что ведьмы – славные метельщицы, они, как известно, иногда превращают метлу в верхового мула, и тогда сам чёрт их не догонит".
В этом офорте соединились и суеверное представление о ведьмах, и чисто человеческая неприязнь к женской хитрости.
Чтобы взлететь повыше, некоторые дамы ничем не гнушаются. Да ещё и невинных девушек тому же учат.
Позади старой ведьмы мы видим на метле ведьму молодую и даже красивую. Чему может научить её такая старая сводня?..
Лист 43. "Сон разума рождает чудовищ".
"Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых ими чудес".
Данный офорт должен был стать вступительным, однако по неизвестной причине автор перенес его в середину серии.
Он объясняет нам, что происходит с человеческим воображением, не прислушивающимся к голосу разума.
Перед нами человек, уставший от каждодневной борьбы с порождением своих собственных мыслей. Страхи атакуют его в образе крылатых бестий: сов и летучих мышей.
Впрочем, вполне вероятно, что человек, бессильно уронивший голову на руки, и есть наш спящий Разум...
Офорты Франсиско де Гойи должны были помочь его соотечественникам, благочестивым испанцам, воспрянуть духом и с честью пережить суровые времена. Художник верил, что ситуация в стране изменится, и тогда отпадет потребность людей в пьянстве и проституции, в обмане и порождённой им слепой злобе...
В 1799 году Гойя напечатал триста комплектов серии. Из них было продано лишь двадцать семь...
Общество пока не было готово понять и принять обличительную речь художника.
Однако скоро, очень скоро этот миг все же наступит.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Франсиско де Гойя. Душа ребенка
Франсиско де Гойя. Одетая маха