Найти тему
Я – HR

Alibaba – китайская компания с крутой корпоративной культурой

Alibaba. Китайская компания – крупнейший виртуальный торговый центр в мире, была основана бывшим учителем английского языка Джеком Ма. Эта компания аналог Amazon в США, и ежегодно на её сайтах совершают покупки более 400 млн. человек. Как можно добиться такого успеха? Давайте разберём историю этой компании с самого начала и до её взлёта.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/05/00/12/people-2581913_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/05/00/12/people-2581913_1280.jpg

Политику этой компании, её философию можно описать одной фразой её основателя Джека Ма: «В первую очередь – клиенты, во вторую – сотрудники, в третью – акционеры».

Несмотря на то, что сотрудники компании идут на втором месте, мотивирование работников в Alibaba для успешного преодоления трудностей всегда занимало очень важное место. Позиция основателя достаточно интересна, потому что многие компании позиционируют другую градацию, распределение своих приоритетов, и кто-то заявляет, что ставит на первое место сотрудников, а кто-то заявляет, что ставит на первое место акционеров. Но, согласитесь, позиция Джека Ма кажется единственно правильной. Всё же, главная цель любой компании — это получение прибыли, то есть есть, грубо говоря, денег. Таким образом, именно клиенты должны стоять на первом месте для успешности компании.

Показательной частью корпоративной культуры является главный штаб компании Wetlands. Этот, можно сказать, маленький город выполнен в футуристическом стиле из стекла, там находится тренажёрный зал, кофейня Starbucks, а также магазин с натуральными фермерскими продуктами. Неподалёку находится красивое озеро, а далее расположен ряд вилл. Для перемещения по территории работники пользуются фирменными оранжевыми велосипедами, среди них есть даже велосипеды с двумя сидениями, подчёркивающими принцип компании – совместную эффективную работу. Все эти детали, довольно важные, создают цельный образ компании, а также позиции руководства по отношению к сотрудникам: на важном месте стоит забота о своих работниках, об их здоровье, как психологическом, так и физическом, поэтому для их удобства сделано всё. Комфортные условия не только позволяют наиболее эффективно работать, но и мотивируют стараться больше и лучше. В компании существуют и такие бонусы, примеры нематериальной и материальной мотивации, как: возможность взять крупный беспроцентный кредит, совместное празднование дня рождения компании 10 мая, где чествуются успехи сотрудников и компании, а для приезжающих на праздник близких и родственников работников предоставляется бесплатное жильё и питание; основатель Alibaba даже проводит свадьбы сотрудников. Интересным фактом является и то, что в этой компании принято каждому сотруднику придумать свой ник, поощряется создание неформальной комфортной для всех обстановки. В Alibaba принят принцип самостоятельности, ответственности за свои действия, за их выполнение и делегирование без постоянных указаний от руководства. Жалобы не поощряются, а, наоборот, Джек Ма старается их искоренять внутри коллектива.

В целом, все корпоративные принципы организации систематизируются в так называемом Шестигранном духовном мече (Six Vein Spirit Sword). Это понятие романиста Цзинь Юна, и меч, в данном случае, это не оружие, а средство для совершенствования своих умений, для развития своих навыков. «Меч» - это искусство укрепления своих положительных качеств, силы духа. Шесть частей меча это: клиенты, командная работа, встреча изменений с радостью, а также честность, страсть и приверженность. Компания относится к этим принципам очень серьёзно, клиенты играют самую главную роль для всех сотрудников.

Постоянные групповые встречи, игры, совместные поездки — это лишь часть корпоративной культуры. Другой важной составляющей считается показ страсти к своей работе, энтузиазм и трудолюбие прививаются самим основателем, который всегда включен в процесс развития коллектива и является в том числе и духовным наставником. Джек говорит, что работать нужно весело, но при этом серьёзно, в этом и заключена главная идея корпоративной культуры Alibaba. Работа над крупным проектом в компании разделяется на этапы, так её выполнять проще и эффективнее. Успешные сотрудники поощряются публично, и все радуются успехам коллег, а кого-то это дополнительно мотивирует стараться лучше. Также в компании нередко происходит ротация кадров, несмотря на сложность процесса это учит работников встречать изменения с радостью и не стыдиться неудач, набираться различного опыта.

Таким образом, Alibaba это пример крупного современного общества не просто работников, а профессионалов своего дела, которые любят то, чем занимаются, при этом превалирующую роль в этом играет инновационное построение системы корпоративной культуры в компании, поддерживаемое самим основателем и его помощниками из числа руководителей.