Найти тему

Не только лишь шлем. Матчасть – 12.

В серии предыдущих статей мы рассмотрели основные типы европейских рыцарских шлемов. Однако рассказ о защите головы и шеи осуществлялась не только при помощи них, поэтому следует уделить немного времени и иным предметам рыцарской экипировки.

Ранее я описывал защиту головы и шеи, являющуюся конструктивным элементом шлема, такие как бармица, бевор, латный ворот, в последующем, когда речь зайдет о корпусном доспехе, мы затронем тему защиты шеи интегрированной в доспешный комплект, в этой же статье я предлагаю описать отдельные, самостоятельные элементы.

К таким элементам относятся:

- сервельер (черепник, бацинет (во избежание путаницы данный термин будет употребляться только в отношении самостоятельного шлема))

- койф (кольчужный капюшон)

- латный ворот

- бевор (бувигер, предличник)

-2

Сервельер представляет собой выпуклую пластину повторяющая форму верха головы. Он может быть гладким или иногда с низким гребнем. Особые варианты относящиеся к XV - XVI в, имели чешуйчатую конструкцию.

-3

Назвать время появления койфа затруднительно, но с большой долей уверенности можно предположить, что он уже был в ходу в VIII в. н.э. По мнению Яна Пирса, с которым я солидарен, отдельный капюшон никогда не прекращал употребляться полностью, даже во времена, когда широкую популярность обрели кольчуги с приплетенными капюшонами. Употребление отдельных койфов обосновано хотя бы потому, что их можно надевать отдельно с другими доспехами, допустим гамбезонами и бригандинами.

Кольчужные капюшоны, как правило имели округлый ворот, хотя встречались также варианты с фестончатым краем и ромбовидные. Существовали варианты кроя на статуях второй половины XIII в., например статуе Святого Мориса Магдебургского, они имеют длинную пелерину с разрезами по бокам, так, что передняя и задняя половины довольно низко опускаются на грудь и спину.

-4

К XVI в., кольчужный капюшон вытесняется шлемами дополненными пластинчатыми воротниками.

Кольчужный капюшон нередко мог выступать не только усилением, но и самостоятельной защитой головы, особенно в сочетании с сервельером, который могли надевать как под него так и поверх.

Практика ношения черепника под капюшоном просуществовала с 1200 г. до 30 - х годов XIV в, но с начала столетия сервельер все чаще носят поверх него.

-5

Для плотного укрепления на голове использовался кожаный ремень охватывающий лоб.

-6

Капюшоны XIII столетия имели клапан для защиты нижней части лица, пристегивающийся сбоку, данный клапан имел матерчатую амортизирующую подкладку.

-7

К 1260 г. капюшон вытесняется бармицей. С чуть более позднего времени 1266 г., сервельер и капюшон соединяются в одно целое. К черепнику по бокам крепится кольчужное полотно. Обретает популярность такая конструкция после 1300 г.

Блэр и Манн указывают на редкий вариант с миниатюры начала XIV в, на которой лицо рыцаря защищено маской, предположительно, пришнурованной к капюшону. Капюшон не обязательно выполнялся из кольчужного полотна. На миниатюрах относящихся к XIV - XV вв. иногда присутствуют воины в капюшонах бригандинной конструкции.

Латный ворот защищает нижнюю часть лица, шею, верх груди и спины, а так же частично плечи. Авторы книги "Всадники войны. Кавалерия Европы" датируют появление латного ворота, без конкретного указания на его конструкцию, второй половиной XIII в. Временем появления комбинированной бригандинно - пластинчатой конструкции, Блэр называет последнее десятилетие XIII в. Самое раннее изображение ее образчика, которое ему удалось найти относится к началу XIV в. Доспех состоит из монолитной выгнутой подковообразной пластины, прикрывающей горло и нижнюю часть лица, соединявшейся с задней створкой при помощи застежки на левом боку и петли на правом, ( предположительно, по аналогии с образцами, чуть более позднего времени, так как надгробие не позволяет утверждать этого со всей определенностью ) и крепившейся к пластинам снизу пелерины бригандинной конструкции.

-8

-9

Такая пелерина, как правило, была круглой, но могла иметь и другую форму, к примеру треугольную.

На изобразительных источниках первой четверти XIV в., к примеру на таких как надгробие Рамона Фолька X и барельеф собора в Памплоне, можно видеть латный ворот, у которого передняя часть имеет клиновидную форму и напоминает нос корабля. Иногда, эта пластина имела значительную высоту закрывая голову до уровня глаз. Конструктивно данная защита не отличалась от описанной выше.

Параллельно с комбинированными применялись воротники "пизен", которые были кольчужными. По всей вероятности их кольца сворачивались из толстой проволки, для уменьшения подвижности конструкции. Пизены могли прикрепляться к шлему или надеваться отдельно.

Латные вороты шинной конструкции использовались примерно с этого же времени и оставались в употреблении еще во второй половине XIV столетия. Ворот такой конструкции мы можем видеть на резной капители колонны 1309 г. во Дворце дожей.

-10

Бевор, в отличие от описанного выше элемента доспеха, прикрывает только верх груди, горло и нижнюю часть лица.

С начала XIV в. он все чаще превращается в дополнение к конструкции шлема. Любопытно отметить, что данной деталью снабжались совершенно разные типы шлемов: бацинеты, топхельмы, шапели, в чем можно убедиться взглянув на миниатюру из Холхэмской библии. К началу XV в. распространяется практика неподвижного склепывания бевора и шлема. А так же появляются образцы бацинетов с зацело откованным бевором.

В XV в. в комплекте с шапелями носили беворы, полностью закрывавшие лицо и снабженные прорезями для глаз. Такой бевор не обязательно был цельным, его верхняя часть могла прикрепляться отдельно и опускаться при помощи пружинного механизма. В 30 - е годы XV в. появляется латный ворот, составленный из двух цельных пластин, скрепленных петлями и защелкой, охватывавшие основание шеи, верхнюю часть груди и спины. Для защиты горла такой ворот имел пластинчатые надставки. Для того, что бы поворачивать голову край ворота вставлялся в неглубокий обод на нижней части шлема. Изображение этих элементов доспехов часто встречается на памятниках и картинах второй половины XV в. Однако присутствуют они и на алтаре Вюрцакер изготовленном Гансом Мульшером и на "Распятии" Конрада Лейба, относящихся к первой половине столетия.

Носить такой горжет можно было поверх кирасы, что продолжалось до середины XVI в., но помещение его под кирасу, практиковавшееся уже с середины XV в., давало значительные преимущества и позволяло повысить боеспособность воина. При ношении горжета под кирасой вес доспеха рационально перераспределялся по всей площади горжета, а не повисал на плечах, что снижало утомляемость в бою.

С начала XVI в. к горжету стали прикреплять еще и наплечники, что бы разгрузить руки.

В последствие появлялись варианты, у которых горже и оплечья составляли единое целое. Такая конструкция позволяла облачаться в доспехи быстрее.

Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.

Подписывайтесь, ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок.

Яндекс кошелек 4100110526699385