В серии предыдущих статей мы рассмотрели основные типы европейских рыцарских шлемов. Однако рассказ о защите головы и шеи осуществлялась не только при помощи них, поэтому следует уделить немного времени и иным предметам рыцарской экипировки.
Ранее я описывал защиту головы и шеи, являющуюся конструктивным элементом шлема, такие как бармица, бевор, латный ворот, в последующем, когда речь зайдет о корпусном доспехе, мы затронем тему защиты шеи интегрированной в доспешный комплект, в этой же статье я предлагаю описать отдельные, самостоятельные элементы.
К таким элементам относятся:
- сервельер (черепник, бацинет (во избежание путаницы данный термин будет употребляться только в отношении самостоятельного шлема))
- койф (кольчужный капюшон)
- латный ворот
- бевор (бувигер, предличник)
Сервельер представляет собой выпуклую пластину повторяющая форму верха головы. Он может быть гладким или иногда с низким гребнем. Особые варианты относящиеся к XV - XVI в, имели чешуйчатую конструкцию.
Назвать время появления койфа затруднительно, но с большой долей уверенности можно предположить, что он уже был в ходу в VIII в. н.э. По мнению Яна Пирса, с которым я солидарен, отдельный капюшон никогда не прекращал употребляться полностью, даже во времена, когда широкую популярность обрели кольчуги с приплетенными капюшонами. Употребление отдельных койфов обосновано хотя бы потому, что их можно надевать отдельно с другими доспехами, допустим гамбезонами и бригандинами.
Кольчужные капюшоны, как правило имели округлый ворот, хотя встречались также варианты с фестончатым краем и ромбовидные. Существовали варианты кроя на статуях второй половины XIII в., например статуе Святого Мориса Магдебургского, они имеют длинную пелерину с разрезами по бокам, так, что передняя и задняя половины довольно низко опускаются на грудь и спину.
К XVI в., кольчужный капюшон вытесняется шлемами дополненными пластинчатыми воротниками.
Кольчужный капюшон нередко мог выступать не только усилением, но и самостоятельной защитой головы, особенно в сочетании с сервельером, который могли надевать как под него так и поверх.
Практика ношения черепника под капюшоном просуществовала с 1200 г. до 30 - х годов XIV в, но с начала столетия сервельер все чаще носят поверх него.
Для плотного укрепления на голове использовался кожаный ремень охватывающий лоб.
Капюшоны XIII столетия имели клапан для защиты нижней части лица, пристегивающийся сбоку, данный клапан имел матерчатую амортизирующую подкладку.
К 1260 г. капюшон вытесняется бармицей. С чуть более позднего времени 1266 г., сервельер и капюшон соединяются в одно целое. К черепнику по бокам крепится кольчужное полотно. Обретает популярность такая конструкция после 1300 г.
Блэр и Манн указывают на редкий вариант с миниатюры начала XIV в, на которой лицо рыцаря защищено маской, предположительно, пришнурованной к капюшону. Капюшон не обязательно выполнялся из кольчужного полотна. На миниатюрах относящихся к XIV - XV вв. иногда присутствуют воины в капюшонах бригандинной конструкции.
Латный ворот защищает нижнюю часть лица, шею, верх груди и спины, а так же частично плечи. Авторы книги "Всадники войны. Кавалерия Европы" датируют появление латного ворота, без конкретного указания на его конструкцию, второй половиной XIII в. Временем появления комбинированной бригандинно - пластинчатой конструкции, Блэр называет последнее десятилетие XIII в. Самое раннее изображение ее образчика, которое ему удалось найти относится к началу XIV в. Доспех состоит из монолитной выгнутой подковообразной пластины, прикрывающей горло и нижнюю часть лица, соединявшейся с задней створкой при помощи застежки на левом боку и петли на правом, ( предположительно, по аналогии с образцами, чуть более позднего времени, так как надгробие не позволяет утверждать этого со всей определенностью ) и крепившейся к пластинам снизу пелерины бригандинной конструкции.
Такая пелерина, как правило, была круглой, но могла иметь и другую форму, к примеру треугольную.
На изобразительных источниках первой четверти XIV в., к примеру на таких как надгробие Рамона Фолька X и барельеф собора в Памплоне, можно видеть латный ворот, у которого передняя часть имеет клиновидную форму и напоминает нос корабля. Иногда, эта пластина имела значительную высоту закрывая голову до уровня глаз. Конструктивно данная защита не отличалась от описанной выше.
Параллельно с комбинированными применялись воротники "пизен", которые были кольчужными. По всей вероятности их кольца сворачивались из толстой проволки, для уменьшения подвижности конструкции. Пизены могли прикрепляться к шлему или надеваться отдельно.
Латные вороты шинной конструкции использовались примерно с этого же времени и оставались в употреблении еще во второй половине XIV столетия. Ворот такой конструкции мы можем видеть на резной капители колонны 1309 г. во Дворце дожей.
Бевор, в отличие от описанного выше элемента доспеха, прикрывает только верх груди, горло и нижнюю часть лица.
С начала XIV в. он все чаще превращается в дополнение к конструкции шлема. Любопытно отметить, что данной деталью снабжались совершенно разные типы шлемов: бацинеты, топхельмы, шапели, в чем можно убедиться взглянув на миниатюру из Холхэмской библии. К началу XV в. распространяется практика неподвижного склепывания бевора и шлема. А так же появляются образцы бацинетов с зацело откованным бевором.
В XV в. в комплекте с шапелями носили беворы, полностью закрывавшие лицо и снабженные прорезями для глаз. Такой бевор не обязательно был цельным, его верхняя часть могла прикрепляться отдельно и опускаться при помощи пружинного механизма. В 30 - е годы XV в. появляется латный ворот, составленный из двух цельных пластин, скрепленных петлями и защелкой, охватывавшие основание шеи, верхнюю часть груди и спины. Для защиты горла такой ворот имел пластинчатые надставки. Для того, что бы поворачивать голову край ворота вставлялся в неглубокий обод на нижней части шлема. Изображение этих элементов доспехов часто встречается на памятниках и картинах второй половины XV в. Однако присутствуют они и на алтаре Вюрцакер изготовленном Гансом Мульшером и на "Распятии" Конрада Лейба, относящихся к первой половине столетия.
Носить такой горжет можно было поверх кирасы, что продолжалось до середины XVI в., но помещение его под кирасу, практиковавшееся уже с середины XV в., давало значительные преимущества и позволяло повысить боеспособность воина. При ношении горжета под кирасой вес доспеха рационально перераспределялся по всей площади горжета, а не повисал на плечах, что снижало утомляемость в бою.
С начала XVI в. к горжету стали прикреплять еще и наплечники, что бы разгрузить руки.
В последствие появлялись варианты, у которых горже и оплечья составляли единое целое. Такая конструкция позволяла облачаться в доспехи быстрее.
Изображения любезно предоставлены Яндекс Картинками.
Подписывайтесь, ставьте лайки, ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок.
Яндекс кошелек 4100110526699385