КИНОРЕЖИССУРА
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЗВУКО-ЗРИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Звуковой и зрительный каналы воспринимает информацию дискретно (кусками).
Существуют субъективные и объективные особенности восприятия информации.
Объективные особенности восприятия информации:
1. Процесс развивается во времени.
2. Процесс мы можем затормозить.
3. Как сильно бы мы не тормозили процесс, суть происходящих явлений в этом процессе не изменится.
4. Мы будем считать процесс стадийным, то есть имеются стадии:
А) фикция звуко-зрительной информации происходит с помощью зрения, слуха и центральной нервной системы.
Б) осмысление - выявление связи между кусками звуко-зрительной информации.
В) обогащение звуко-зрительной информации - сравнение выявленных связей с его существующими жизненными связями (опыт, стереотипы)
Особенности звуко-зрительной информации:
- дискретный характер (куски).
- существует верхний порог для осмысленного восприятия.
- мозг всегда отметит малейшее изменение в монотонном ходе событий, которые описываются звуко-зрительной информацией.
- у человека есть краткосрочная и долгосрочная память. Она может вызывать изображение из короткой памяти, а звук из длинной и наоборот.
- большее время человек тратит на положительное узнавание, чем на отрицательное, то есть нет говорят быстрее, чем да. Выявляет простейшую связь быстрее, чем сложную.
- когда зрительный сигнал открыт на максимум, звуковой на минимум и наоборот.
- услышав какой-либо звук, человек стремится понять источник звука.
- упорядоченная информация лучше воспринимается зрителем чем неупорядоченная.
Особенности зрительной информации:
- у человека есть узкая зона поля зрения. Отчетливо объект виден только в ямке сетчатки глаза.
- вокруг ямки сетчатки глаза есть периферийное зрение, оно управляется как сознательно так и подсознательно. Место куда надо направить все внимание - периферийное зрение. Это воздействует на нервную систему.
- мгновенно объект воспринимается когда он или достаточно мелок или достаточно удален. Он должен попадать в зону ямки сетчатки. Глаз постоянно движется, осознанная фиксация объекта начинается с осознанного обегания точек остановки внимания (для объекта к которому мы не привыкли еще, новый объект). Сначала контур предмета и только потом на тело предмета или его ландшафт.
- достигнув очередной точки остановки внимания, глаз совершает движение похожее на регистрацию этой точки, восприятие этой точки и происходит скачок и остановка с фиксацией. Это называется саккада. Это занимает примерно 10% от всего времени разглядывания предмета на саккады (2-3 саккады в секунду).
- глаз обладает инерцией. Если объект, за которым следил человек, резко останавливается, глаз последнего будет двигаться по мнимой траектории. Может быть нестыковка.
- основное внимание мы всегда обращаем на двигающийся объект.
- из нескольких движущихся объектов выбираем тот что быстрее.
- если неподвижна точка и подвижен фон, то будет казаться что подвижна точка и наоборот.
- наблюдателю который следит за двигающимся объектом и вдруг резко переключает на статичный объект, ему будет казаться, что последний движется в обратном направлении.
Особенности звуковой информации:
- человек целенаправленно выбирает интересующий его звук
настраиваясь как бы на интересующий его источник звука, то есть звуковое восприятие обладает четкой избирательностью.
- человек имеет только один канал для осознанного логического восприятия сообщения.
- человек обладает возможностью переключать свое активное слуховое внимание по мере необходимости.
- звуковое восприятие человека обладает механизмом латерального торможения, когда однообразный и часто повторяющийся звук как бы отсекается из осознанного логического восприятия.
- новый резкий звук осознанно фиксируется слуховым вниманием, это называется акцент в восприятии. Это каждый новый резкий звук.
- существуют физические пороги восприятия звука по высоте - верхний и нижний.
- для речевой или текстовой информации важна разборчивость. Это будет в том случае если запись информации будет превышать минимум на 8 децибел уровня шума.
- реверберация играет для речевой и текстовой информации маскирующий эффект.
- разборчивость звуковой информации зависит от собственного темпоритма.
- шумы низкой частоты оказывают больший маскирующий эффект, чем шумы высокой частоты.
- слуховое восприятие может обладать утомляемостью (потеря чувствительности), если на него длительное время воздействовать звуком превышающим 75 децибел.
- звуковое восприятие может обладать привыканием (адаптацией), если на него длительное время воздействовать звуком большой громкости. Будет казаться, что громкость падает.
- с увеличением громкости в слуховом восприятии человека резко нарастают интенсивности шумов с низкими частотами.
При уменьшении громкости интенсивности шумов с низкими частотами почти исчезают.
Читайте продолжение в следующей статье.