Найти тему
8 1/2

КИНОРЕЖИССУРА часть первая ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЗВУКО-ЗРИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КИНОРЕЖИССУРА

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЗВУКО-ЗРИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Звуковой и зрительный каналы воспринимает информацию дискретно (кусками).

Существуют субъективные и объективные особенности восприятия информации.

Объективные особенности восприятия информации:

1. Процесс развивается во времени.

2. Процесс мы можем затормозить.

3. Как сильно бы мы не тормозили процесс, суть происходящих явлений в этом процессе не изменится.

4. Мы будем считать процесс стадийным, то есть имеются стадии:

А) фикция звуко-зрительной информации происходит с помощью зрения, слуха и центральной нервной системы.

Б) осмысление - выявление связи между кусками звуко-зрительной информации.

В) обогащение звуко-зрительной информации - сравнение выявленных связей с его существующими жизненными связями (опыт, стереотипы)

Особенности звуко-зрительной информации:

- дискретный характер (куски).

- существует верхний порог для осмысленного восприятия.

- мозг всегда отметит малейшее изменение в монотонном ходе событий, которые описываются звуко-зрительной информацией.

- у человека есть краткосрочная и долгосрочная память. Она может вызывать изображение из короткой памяти, а звук из длинной и наоборот.

- большее время человек тратит на положительное узнавание, чем на отрицательное, то есть нет говорят быстрее, чем да. Выявляет простейшую связь быстрее, чем сложную.

- когда зрительный сигнал открыт на максимум, звуковой на минимум и наоборот.

- услышав какой-либо звук, человек стремится понять источник звука.

- упорядоченная информация лучше воспринимается зрителем чем неупорядоченная.

Особенности зрительной информации:

- у человека есть узкая зона поля зрения. Отчетливо объект виден только в ямке сетчатки глаза.

- вокруг ямки сетчатки глаза есть периферийное зрение, оно управляется как сознательно так и подсознательно. Место куда надо направить все внимание - периферийное зрение. Это воздействует на нервную систему.

- мгновенно объект воспринимается когда он или достаточно мелок или достаточно удален. Он должен попадать в зону ямки сетчатки. Глаз постоянно движется, осознанная фиксация объекта начинается с осознанного обегания точек остановки внимания (для объекта к которому мы не привыкли еще, новый объект). Сначала контур предмета и только потом на тело предмета или его ландшафт.

- достигнув очередной точки остановки внимания, глаз совершает движение похожее на регистрацию этой точки, восприятие этой точки и происходит скачок и остановка с фиксацией. Это называется саккада. Это занимает примерно 10% от всего времени разглядывания предмета на саккады (2-3 саккады в секунду).

- глаз обладает инерцией. Если объект, за которым следил человек, резко останавливается, глаз последнего будет двигаться по мнимой траектории. Может быть нестыковка.

- основное внимание мы всегда обращаем на двигающийся объект.

- из нескольких движущихся объектов выбираем тот что быстрее.

- если неподвижна точка и подвижен фон, то будет казаться что подвижна точка и наоборот.

- наблюдателю который следит за двигающимся объектом и вдруг резко переключает на статичный объект, ему будет казаться, что последний движется в обратном направлении.

Особенности звуковой информации:

- человек целенаправленно выбирает интересующий его звук

настраиваясь как бы на интересующий его источник звука, то есть звуковое восприятие обладает четкой избирательностью.

- человек имеет только один канал для осознанного логического восприятия сообщения.

- человек обладает возможностью переключать свое активное слуховое внимание по мере необходимости.

- звуковое восприятие человека обладает механизмом латерального торможения, когда однообразный и часто повторяющийся звук как бы отсекается из осознанного логического восприятия.

- новый резкий звук осознанно фиксируется слуховым вниманием, это называется акцент в восприятии. Это каждый новый резкий звук.

- существуют физические пороги восприятия звука по высоте - верхний и нижний.

- для речевой или текстовой информации важна разборчивость. Это будет в том случае если запись информации будет превышать минимум на 8 децибел уровня шума.

- реверберация играет для речевой и текстовой информации маскирующий эффект.

- разборчивость звуковой информации зависит от собственного темпоритма.

- шумы низкой частоты оказывают больший маскирующий эффект, чем шумы высокой частоты.

- слуховое восприятие может обладать утомляемостью (потеря чувствительности), если на него длительное время воздействовать звуком превышающим 75 децибел.

- звуковое восприятие может обладать привыканием (адаптацией), если на него длительное время воздействовать звуком большой громкости. Будет казаться, что громкость падает.

- с увеличением громкости в слуховом восприятии человека резко нарастают интенсивности шумов с низкими частотами.

При уменьшении громкости интенсивности шумов с низкими частотами почти исчезают.

Читайте продолжение в следующей статье.

ссылка на продолжение

Наука
7 млн интересуются