Найти в Дзене
ТЕХНОНИКОЛЬ

Самые длинные и самые опасные тоннели мира

Тоннели — это созданные природой или человеческим гением архитектурные шедевры, благодаря которым сокращаются расстояния и преодолеваются серьезные препятствия: высокие горы, глубокие ущелья, водные преграды.

Сегодня на планете тысячи тоннелей (в Европе их больше всего в Норвегии — 203), многие из которых заслуживают отдельной статьи. Мы же расскажем о самых выдающихся сооружениях.

Самый длинный железнодорожный туннель

К настоящему моменту самым длинным является Готардский базисный тоннель (Gotthard-Basistunnel), проложенный под перевалом Сен-Готард в Альпах (Швейцария). Он состоит из параллельно проложенных западного и восточного стволов, каждый из которых имеет длину в 57 км (общая длина сооружения с шахтами и вспомогательными ходами — 153,4 км).

Источник изображения. Автор
Источник изображения. Автор

Но это не единственная характеристика тоннеля с приставкой «самый»! Готардский железнодорожный тоннель — самый глубокий в мире: в отдельных точках высота гор над ним составляет 2300 метров.

Источник изображения. Автор
Источник изображения. Автор

При этом он — один из самых безопасных. Поскольку по разным веткам путепровода поезда следуют в разных направлениях, исключаются фронтальные столкновения. Движение составов и обстановку на путепроводе контролируют сложные компьютерные системы. Они работают безотказно — в случае утечки газа или проблем с вентиляцией, возникновения пожара или смещения плохо укрепленного груза срабатывают моментально.

Источник изображения. Автор
Источник изображения. Автор

Самый подводный тоннель

Вторую позицию в нашем топе занимает Евротоннель (Eurotunnel) — уникальный подземный железнодорожный тоннель, проложенный под проливом Ла-Манш. Он соединяет территории Великобритании и Франции и считается самым скоростным подводным коридором Европы. Его общая длина равна 51 км, 39 из которых проложены под проливом. Дорога в одну сторону занимает 2 часа 15 минут, подводный отрезок составы преодолевают за 30 минут (в тоннеле поезд движется со скоростью 160 км/час).

Источник изображения
Источник изображения

Уникальной особенностью ж/д тоннеля является то, что под Ла-Маншем курсируют поезда Eurotunnel Shuttle, в которые можно погрузиться с собственным автомобилем. При этом пассажирам авто не нужно покупать отдельные билеты — во время движения состава они сидят внутри машин.

 Фото МИД Франции
Фото МИД Франции

Кроме двух веток, по которым поезда курсируют в разные стороны, тут есть еще одна ветка для персонала.

Источник изображения
Источник изображения

Работники тоннеля обеспечивают обслуживание объекта и реагируют на чрезвычайные ситуации. А они бывали неоднократно. К примеру, несколько раз тут случались пожары (к счастью, без жертв), после которых проезд закрывали на несколько месяцев. Бывали технические сбои, и работа тоннеля стопорилась. Проблем для пассажиров обычно не возникало, но людям, страдающим клаустрофобией, приходилось несладко.

Схема Евротоннеля:

Источник изображения
Источник изображения

Самый красивый тоннель

Именно так характеризуют открытый в 2000 году Лердальский тоннель (Lardal) в Норвегии. При этом он является самым длинным автомобильным тоннелем в мире — его протяженность 24,5 километра.

Источник изображения. Автор:  Sergey Ashmarin
Источник изображения. Автор: Sergey Ashmarin

Уникальной особенностью этого чуда техники является наличие трех крупных искусственных пещер (гротов) с оригинальной подсветкой. Гроты равноудалены друг от друга и делят расстояние на четыре примерно одинаковых отрезка. Это сделано для того, чтобы водителей не убаюкивал однообразный монотонный пейзаж, они могли остановиться, отдохнуть, и, при необходимости, развернуться.

Источник изображения. Автор
Источник изображения. Автор

При въезде и выезде из тоннеля открываются великолепные норвежские пейзажи.

Источник изображения. Автор:  W. Bulach
Источник изображения. Автор: W. Bulach

Самый экстремальный/опасный тоннель

Под это описание попадает тоннель возле деревни Гуолян в Китае. Его особенностью является то, что он проделан в отвесной скале руками 13 мужчин из близлежащей деревни. Его протяженность составляет всего 1,2 километра (ширина — четыре, высота — до 5 метров).

Источник изображения. Автор:  FANG Chen
Источник изображения. Автор: FANG Chen

Освещение тоннеля — естественное. Его обеспечивают 30 проемов-окон, вырезанных с внешней стороны отвесной скалы.

Источник изображения. Автор
Источник изображения. Автор

Тоннель считается очень опасным, так как он извивается и поворачивает в самых непредсказуемых местах, а на многих участках от обрушения горную породу удерживают только грубо вырезанные колонны.

Источник изображения. Автор
Источник изображения. Автор

Самый старый тоннель

Им считается проложенный под Темзой Тауэрский тоннель (Tower Subway). Он был построен в 1869—1870 годах, имел длину в 411,48 метров и диаметр — 2,13 м. Вначале по нему курсировал один вагон, рассчитанный на 10-12 пассажиров. В движение его приводили стальными тросами, которые перемещались с помощью паровых машин. Дорога от одной станции к другой занимала 70 секунд.

Впоследствии тоннель стал пешеходным, а затем его стали использовать только как водопровод.

-14

Список самых-самых тоннелей можно продолжить. Как правило, выделяют высокогорные, извилистые, маленькие, романтичные, необычные и пр. У каждого из них свои «изюминки» и своя захватывающая, а, порой, ошеломительная история. И мы расскажем их вам в последующих статьях.