Профессиональные музыканты утверждают: при современном качестве проигрывающих устройств музыку слушать лучше дома, а не в филармонии - под скрип стульев, кашель и хруст фантиков. И все-таки мы ходим в театр и относимся к этому как к событию, празднику. Ведь их так мало в нашей жизни...
Правила поведения на концерте классической музыки складывались веками. Вот некоторые из них.
1. Не торопитесь с проявлением чувств - не аплодируйте во время паузы между частями произведения. Раньше такая традиция была. Но прошло время. Музыка сейчас воспринимается не только как развлечение, но и как средство для размышлений. Кроме того, это результат огромного труда оркестра и его руководителя. Аплодисменты, прерывающие исполнение, создают лишние помехи и поэтому уже давно не приняты в кругу знатоков музыкального искусства.
К сожалению, не вся публика в зале в курсе этого правила.
2. Право пройти на концерт в случае опоздания - это вопрос совести.
У театрала Евгения Онегина она в спящем режиме:
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
В некоторых концертных залах действуют строгие негласные правила. Например, посетители Венской государственной оперы, Фестивального театра г. Байройте, купившие билет в середину ряда, занимают свои места на десять-пятнадцать минут раньше остальных.
Важно понимать ценность каждого звука в оркестре и то, что любая посторонняя примесь может его испортить.
3. На время концерта желательно полностью отключить телефоны. Они не должны не только звонить, но и вообще как-либо отвлекать и своих владельцев, и их соседей.
4. Если вы хотите поблагодарить кого-либо из артистов цветами или презентом, сделайте это после выступления. Требовать к себе с своему подарку внимания непосредственно во время исполнения - это создавать неудобства и исполнителю, и зрителям.
5. Достаточно сложный вопрос с приобщением к музыке детей. Конечно, ребенка надо знакомить с миром искусства, но ему очень сложно высидеть большой концерт. Поэтому для юной аудитории организуются специальные встречи, и лучше ограничиться ими.
6. Существует важное правило ухода из зрительного зала по окончании концерта. Очень невежливо пробираться к гардеробу (да еще и через других зрителей) до того, пока сцену не покинут все артисты.
В Европе это неукоснительно соблюдается, но о России, к сожалению, такого утверждать нельзя. Гром ликующих аплодисментов - необходимая часть концерта, его грандиозное завершение, и настоящий ценитель музыки никогда не упустит возможность стать частью всеобщего ликования. А ведь может случиться и такое, что артисты еще что-нибудь сыграют по просьбе зрителей.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Если понравилась, поставьте лайк!