Говоря о культуре Молдавии, необходимо учитывать не только непосредственные достижения молдавского народа, но и то богатое материальное и духовное наследство, которое он получил от своих предшественников.
Истоки молдавской самобытной оригинальной культуры уходят много веков назад. Города Белгород, Яссы и многие другие являются живыми свидетелями культурного наследства. В этих городах развивались ремесла, письменность, архитектура, живопись.
Говоря о литературном наследстве Молдавии, вошедшей в состав Киевского государства, особенно следует подчеркнуть огромное культурное значение древнерусских памятников мирового значения.
На огромной территории Киевского государства наши предки учились познавать своё этническое и культурное единство, уважать и любить свое прошлое, гордиться своими предками, сумевшими своей кровью отстоять независимость Родины.
Киевское и Галицкое культурное наследство и традиции сыграли неоценимую роль в деле развития самобытной, оригинальной культуры молдавского народа.
На прочном культурном фундаменте, созданном в глубокой древности славянскими племенами, развивалась самостоятельная культура молдавского населения Карпато – Дунайских земель.
Разгром и окончательное изгнание из молдавской земли венгерских феодалов явились событием важной исторической значимости в жизни молдавского народа. Это событие вызвало глубокие сдвиги в формировании феодальной идеологии, в развитии элементов молдавской культуры.
Процесс интенсивного культурного развития в Молдавии протекал в то время под знаком складывания самостоятельных черт во всех областях духовной культуры:
- язык
- письменность
- литература
- живопись
- зодчество
Говоря о развитии культуры в Молдавии в 14 веке, надо иметь в виду, что культура и вся духовная жизнь того времени явились отражением материальной жизни феодального общества.
Появление письменности в Молдавии.
Славянская письменность, развивавшаяся у соседних славянских народов – русских, болгар, сербов – получила широкое распространение с давних времен и в Молдавии.
С распространением славянской письменности в Молдавии стали переписывать различные тексты. В процессе переписывания переписчики вносили в эти тексты элементы местной народной речи.
Вследствие наслоения в рукописях новых языковых элементов, местных славянских и молдавских, появились рукописи молдавской редакции, которые принято называть славяно-молдавскими.
К раннему времени относится распространение в Молдавских землях письменность, сложившаяся в Молдавии к концу 14 века, представляет собой культурное наследство письменности Киевской Руси.
Рукописные книги попадали в Молдавию, как от восточных славян, так и непосредственно из южнославянских стран ещё в эпоху самостоятельного Галицкого княжества.
Устное народное творчество.
Богатым было устное народное художественное творчество Молдавии (сказки, рассказы, былины и песни). Фольклор – выразитель интересов и стремлений, надежд трудового народа – от глубокой древности своеобразно всегда сопутствует история.
Особенным тематическим разнообразием отличаются «дойны». Этот вид лиро-эпических песен охватывает множество сюжетов: земледельческих, военных и исторических сюжетов.
В этих песнях получают воплощение картины мифологии, события истории, мотивы быта, любовные признания, а главным образом, мотивы защиты отчизны. Плясовая песня молдаван часто исполнялась под аккомпанемент кобзы, свирели и гуслей.
Многие молдавские песни того времени связаны со старинными песнями, сказками и проникнуты глубоким патриотизмом молдавского народа, любовью к своей родине, идеей защиты отечества от иноземных захватчиков.
Горечь нашествий венгерских феодалов, монголо-татарских и других иноземных захватчиков, притеснений собственных бояр копилась в душе народных поэтов и звучала в заунывных песнях.
Об уровне развития зодчества Галицкой земли можно составить суждение на основании летописных известий и археологических данных, добытых за последние годы. Летописное известие о церкви, построенной при князе Данииле Романовиче, даёт яркое представление о строительной технике в Галицком княжестве.
Роскошное оформление церкви является свидетельством высоких вкусов времён Галицкой Руси. Церковное сооружение делалось из тёсаного камня, украшалось фресками и расписным орнаментом.
О величине и художественности храмов свидетельствуют фундаменты церковных сооружений, обнаруженные при археологических раскопках в древнем Галиче. Галицкая церковь Успения отличалась необыкновенными размерами. Она имела 5 нефов подобно Софийскому собору в Киеве. Стены её сложены были из тёсаного камня.
Галицкая традиция в искусстве была продолжена и развита впоследствии в Молдавии.
Культура Молдавии IX – XIV веков, таким образом, представляет собой итог многовековой совместной творческой, созидательной жизни и труда русского народов далёкой древности.