Свою первую статью я бы хотела посвятить очень интересной (по крайней мере для меня) теме. Заранее хочется добавить, что единого как того русского народного костюма - НЕТ. Россия огромная страна и в разных регионах формировались разные комплексы со своими особенностями. Часто знающему человеку хватает беглого взгляда, чтобы сказать откуда был хозяин костюма.
Уважаемые дамы и господа, вот это НЕ русский костюм. Конечно, когда-то и где-то авторы вдохновлялись традицией (но часто берут сомнения, если честно), но теперь это настолько далеко, что смотреть грустно. В фольклорной среде это называют "клюква" или "марс".
Такой "костюм" транслируется со всех сторон, он стереотипен и многие даже не знают, что это что-то не то и именно так и представляют себе девушек в деревне сотню лет назад.
Костюм был разный в разных местах, но есть два основных комплекса. Северный и южный. Сарафанный и понёвный.
Сарафанный более привычен взгляду. Тут и сарафан, и кокошник... а вот понёвный не всегда ассоциируется с русскими костюмом и это очень печально.
С мужским костюмом всё проще.
Везде в основе рубашка и штаны порты.
А отличия идут по материалам, вышивке и каким-то дополнительным прибамбасам.
Кстати, косоворотка это ВОТ ЭТО:
Тип не просто сбоку застёжка, а какая-то поехавшая планка поперёк груди или живота.
Все замужние женщины обязаны носить головной убор.
На свадьбе даже обряд проводится, когда расплетают девичью косу, заплетают две и убирают их под платок к примеру.
Если женщина выйдет из дому без него, считай что смертный приговор (немного утрирую).
Всеми любимый кокошник - головной убор ЗАМУЖНЕЙ женщины.
Очень дорогой и очень понтовый. Его украшали камнями, золотом, жемчугами и носили не одно поколение.
Есть такие казаки-некрасовцы.
Они во время восстания в начале 18 века сделали ноги в Турцию и жили там пока советская власть не позвала их обратно домой.
За эти 200 лет вне дома они сохранили свои традиции, язык и костюм. Но не без влияния, как видно по ярким тканям.
Некрасовцы (и не только они) сохранили такой головной убор.
Да, это РОГА. Ну а вообще - "рогатая кичка".
Тут прямая символика плодородия и плодовитости. То есть - у коровы есть рога, у козы есть рога и мы пьём их молоко....... а значит рога фигни не сделают.
К началу 20 века крестьяне всё больше стали смотреть в сторону города и перетягивали в свой гардероб какие-то элементы.
Так что вместо сарафанов постепенно стали носить вот такие комплекты юбки и кофты - "парочки".
Конечно, обычно одежду шили сами (да и у сарафанов и рубах крой элементарный). Но вот городская мода это уже не для каждых рук. По деревням ездили портные с машинками, которые шили такие лукари комплекты - приталенные и со сложными украшениями.
В конце 19 века один предприимчивый мыловар Брокар замутил маркетинговый ход: вместе с мылом в подарок шёл листок с узором для вышивки.
Всякие птички, цветочки. Это так хорошо разошлось, что на огромной части костюмов, рушников и скатертей красуются те самые мыльные узоры.
Обязательная часть костюма - пояс.
Иногда на нём писали тексты молитв, заговоры, пожелания.
А если читать не особо умели, то просто свои инициалы.
К стати, свастика - традиционный элемент узора! Её в разных вариациях можно встретить где угодно (на фото - полотенцы).
Вообще, все эти узоры, вышивки когда-то носили обережное значение. Семантика узора уходит в глубокую древность.
Но теперь уже никакая бабушка в деревне эти тайные знания не поведает и если вы в инете видите какие-то такие расшифровки - с вероятностью 70% туфта какая-то.
На Урале мужчины носили вышитые фартуки!
Ну как мужчины. Гармонисты. И это было очень даже понтово.
Так же хочется еще добавить про понтующихся уральцев (и сибиряков), на Урале и в Сибири лапти НЕ НОСИЛИ и очень этим гордились.
На этом все. Надеюсь моя статья немного расширила ваше представления о русской народной одежде (здесь она далеко не вся). Хочется так же сказать, что статья сугубо "развлекательная", а не "научная", по этому и была написана "простым" языком. :)