Найти тему
Московские истории

Очаково: "Женщины из дома, заселённого рабочими, отличались в худшую сторону от жён начальников - были раздражённые и злые"

Бытовые зарисовки конца 1950-х годов. Рассказывает читатель канала "Московские истории" Тугрик.

Очаково, "дом с башней", снесённый в 2000 году. 1963 год. Фото Виктора Колпачёва.
Очаково, "дом с башней", снесённый в 2000 году. 1963 год. Фото Виктора Колпачёва.

Лето 1958 года я провёл у дяди в Очаково. У него была хорошая 2-комнатная квартира на улице Н. Ковшовой. Сейчас дом снесли. Спал в гостиной с балконом и телевизором. Это был "КВН-49" с линзой. А у нас уже был "Рекорд" с экраном больше. Воскресенье, взрослые уткнулись в телевизор. какая-то "Нора". Что их так пришпилило ? Не стреляют, не скачут на лошадях, не целуются. А мне так хочется гулять - погода отличная, двор чистый, с клумбами. Или выйти посмотреть на университет вдали: "Будешь хорошо учиться - поступишь в университет."

Гораздо позже смотрю в программе: "Нора" Ибсена. Чёрт, надо посмотреть, в чем там дело! Нора - жена адвоката. Он относится к ней как к «красивой куколке». А ей тесно в буржуазном уюте, она рвётся... Пардон, к станку? Ибсен не уточнил. В 1950-х же шел польский фильм «Ирена, домой!». Там героиня тоже рвется на работу - из серости будней и от мужа-ретрограда. Хочет стать водителем такси.

Тема была актуальна для 1950-х. Большинство женщин были вынуждены пахать в две смены — днем на работе, вечером дома. Помню только, что в Очаково дети и женщины из соседнего дома, заселённого рабочими, отличались в худшую сторону от семей начальников, были раздражённые и злые. А вот тёте Кларе мой дядя-чиновник работать не разрешал, жили на его зарплату (помните грузинское проклятие: "Чтоб ты жил на одну зарплату!").

Тётя Клара не рвалась работать, но сидеть дома ей было скучно, тем более, что делать дома особенно было нечего: с ними жила её мать, которая готовила и стирала. Она упорно не хотела спать в гостиной (парадной зале!), а спала на кухне — «на рабочем месте».

Школьницы  в ремнях с эмблемой Железной гвардии - румынской националистической организации - в Кишиневе, февраль 1940 г. Фото Маргарет Бурк-Уайт.
Школьницы в ремнях с эмблемой Железной гвардии - румынской националистической организации - в Кишиневе, февраль 1940 г. Фото Маргарет Бурк-Уайт.

Работать тётя Клара все-таки пошла — чтобы накопить минимальный стаж для пенсии. Она устроилась завхозом в школу, где, по-видимому, учился её сын (мой двоюродный брат). При этом говорила всем, что работает в РОНО.

Только после её смерти в 1996 году я узнал, что по паспорту она была Клавдия. Такая конспирация была вызвана, очевидно, глубокими познаниями дяди в кадрово-анкетном деле. Чтобы не испортить свою и женину анкету, они всю жизнь скрывали её юность в Кишиневе, оккупированном румынами. На вопрос: "Оставались ли на оккупированной территории?" пришлось отвечать даже мне, родившемуся после войны.

Еще о дяде: «Продал бы я душу за такую квартиру?»

Прочее от автора: "Софа, включай Би-би-си, сейчас новости будут!", "За рулём тётя Нина - дочь итальянского коммуниста"

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru

СССР
2461 интересуется