Активность ферментов в икре рыб варьирует в широких пределах. В яйцах акулы активность липоксигеназы соответствует таковой у беспозвоночных (0.05+0.01), тогда как у костистых рыб наблюдается ее увеличение в процессе эмбриогенеза и у личинок. Аналогичная тенденция отмечена и для величин активности антиоксидантных ферментов икры и личинок костистых рыб. При этом следует отметить, что для развивающейся икры камбалы наибольшая активность ферментов установлена на этапе 3, характеризующегося интенсивным ростом зародыша и органогенезом. Средний коэффициент корреляции между показателями активности ферментов г= 0.58.
Теплопродукция морских животных на ранних, стадиях развития.
Результаты исследования теплопродукции икры и личинок рыб, проведенные с помощью метода микрокалориметрии, согласуются с предыдущими данными и показывают возрастание более чем в 3 раза (р<0.01) теплового потока личинок по сравнению с икринками (Рис. 13). В то же время у камбалы-калкан, имеющей пелагическую икру, установлена иная картина.
Таким образом, доминирующими липидными компонентами в икре гидробионтов являются триглицериды, содержание которых резко снижается в ходе эмбриогенеза и особенно у личинок, так как они обеспечивают энергетические траты процесса вылупления. На ранних стадиях эмбриогенеза липидный состав яиц характеризуется некоторой «обедненностью», то есть отсутствием ряда липидных фракций, которые появляются на более поздних этапах развития. Так например, в яйцах мидий отсутствуют моно- и диглицериды, стерины и алкоксилипиды, в цистах артемии - алкокси- липиды и эфиры жирных кислот, в яйцах акулы - моноглицериды, в икре камбалы и бычка-цуцика - алкоксилипиды. В целом в процессе эмбриогенеза и у личинок гидробионтов липидный состав очень динамичен, однако средний коэффициент корреляции между соотношениями липидных фракций находится в пределах 0.52<г<0.65, что может свидетельствовать о высокой степени взаимосвязи между липидами в развивающейся икре гидробионтов.
Показатели ПОЛ у исследуемых видов морских организмов варьируют незначительно. Можно отметить общую тенденцию снижения индекса окисленности липидов к концу эмбриогенеза и у личинок, но увеличение содержания диеновых конъюгантов, а у артемии и некоторых костистых рыб концентрации кетодиенов. Характерная динамика содержания продуктов ПОЛ у исследуемых гидробионтов в ходе их эмбриогенеза может быть обусловлена различиями в индукции антиоксидантной системы и, в частности, с различной по времени экспрессии генов, обусловливающих синтез соответствующих ферментов. Средний коэффициент корреляции между показателями ПОЛ составил 0.35<г<0.72.
У всех исследуемых видов установлена низкая активность «прооксидантного» и антиоксидантных ферментов на самых ранних стадиях эмбрионального развития. В процессе эмбриогенеза активность исследуемых ферментов варьирует, но имеет тенденцию к увеличению к концу эмбрионального периода и у вылупившихся личинок, что, по-видимому, является следствием усиления синтеза этих белков в развивающемся организме. Обнаружены видовые особенности активности ферментов у изученных организмов (в яйцах креветки выше, чем у артемии; в яйцах акулы- катрана активность каталазы достоверно ниже по сравнению с показателями икры костистых рыб). Коэффициент корреляции между активностями ферментов в яйцах исследуемых гидробионтов заключен в пределах 0.39<г<0.59.
В икре гидробионтов обнаружены значительные количества антиоксидантов: глутатиона, каротиноидов, витаминов А,Е,К, которые предохраняют развивающийся зародыш от токсического действия продуктов ПОЛ. В ходе развития наблюдаются определенные сдвиги в содержании антиоксидантов, что, вероятно, отражает процесс вовлечения их в защитные системы эмбрионов на различных, в том числе критических, стадиях развития. У выклюнувшихся личинок отмечено резкое снижение этих компонентов, которые расходуются на процесс вылупления. Коэффициенты корреляции содержания антиоксидантов у исследуемых гидробионтов находятся в пределах 0.34<г<0.69.
Прижизненные исследования теплопродукции развивающихся икринок рыб позволили выделить общую тенденцию увеличения теплового потока к концу эмбриогенеза и на стадиях, соответствующих усиленному росту и развитию эмбрионов. Полученные данные хорошо согласуются с усилением активности «прооксидантного» и антиоксидантных ферментов, истощением запасов антиоксидантов и триглицеридов на данных этапах развития.
Средние коэффициенты корреляции между активностью ферментов и показателями ГЮЛ в икре исследуемых гидробионтов составили 0.42<г<0.73, между соотношением липидных фракций и показателями ПОЛ 0.48<г<0.69, между содержанием антиоксидантов и показателями ПОЛ 0.49<г<0.81, между активностью ферментов и содержанием липидов 0.44<г<0.63 и между содержанием антиоксидантов и липидов 0.51<г<0.61. В целом средние коэффициенты корреляции между показателями ПОЛ и антиоксидантной активности в икре изученных морских организмов составили 0.45<г<0.62, причем достаточно широко варьируют в икре костистых рыб, что вероятно, может быть связано с разнообразием морфофизиологических и экологических характеристик икры.