Только услышав первые ноты этой песни, в первую очередь вспоминаешь капитана Титаренко, главного героя Леонида Быкова, актёра, режиссёра и сценариста в одном лице в великолепной кинокартине "В бой идут одни старики" и его знаменитое "Развалинами Рейхстага удовлетворён". В простой, снятой в необычном для середины 70-ых годов жанре полуповествовании-полукомедии кинокартине о войне.
Когда слышишь эту песню, моментально возникают ассоциации с завершённостью войны, с законченностью огромного непостижимой сложности дела, достижения конечной цели, доставшейся народу такой немыслимой, невиданной ранее миром ценой. И одновременно с этим улавливаешь в её призыве оттенок национальной ментальности, русского характера: всё, мол, дело сделано. Завершили дело, полюбовались на развалины, и чего зря время тратить - пошли домой. Сады ждут.
"Вот в Берлине, где-нибудь на самой высокой уцелевшей стене, я с огромной любовью напишу: "Развалинами Рейхстага удовлетворён". И можно хоть домой сады опрыскивать".
Фраза эта, по сути, цитата, как и многие другие из фильма, сразу же стала в народе узнаваемой и знаменитой. А имена лётчиков - асов Виталия Ивановича Попкова и Ивана Павловича Лавейкина - прототипов героя, узнала вся страна.
Одновременно с этим, конечно, вспоминаешь и второй фильм Быкова, "Аты-баты, шли солдаты…", в котором и прозвучала эта яркая, глубокая, запомнившаяся всем песня. Этот фильм–размышление о войне, снятый Быковым в 1977 году, сразу же после выхода на экраны страны попал точно в сердца и полюбился миллионам. Последняя режиссерская работа Леонида Быкова и последняя его роль в кино. Полюбился искренностью, понятностью чувств, мыслей и эмоций, и, наверное, протянутой самим его сюжетом нитью причастности. Причастностью и рассказчика, и зрителя к тогда происходящему. Фильм великолепный, мощный, получивший в год своего выхода в свет Государственную премию УССР имени Тараса Шевченко и Главный приз на Международном кинофестивале в Быстрице. Как и прозвучавшая в его финале знаменитая песня «Бери шинель, пошли домой», так ярко подчеркнувшая всю суть фильма и придавшая ей особо щемящий седце трагизм. Песня на стихи Окуджавы и им же исполненная, положенная на шедеврально точно попавшую в слова музыку Валентина Левашова.
Практически для всех наших людей "авторство", принадлежность песни, конечно, относится к этому киношедевру "Аты-баты, шли солдаты…".
Но это не так. Лишь немногие знают, что песня "Бери шинель, пошли домой" была впервые озвучена в другом фильме, который сегодня скорее всего мало кто помнит. Это фильм Гавриила Егиазарова "От зари до зари", лента, вышедшая на экраны на два года раньше, в 1975 году. Сегодня этот фильм вряд ли кто-то помнит. Что делать, кинематограф, что тогда, что сегодня, выпускает не одни шедевры. Как раз в это же время Леонид Быков снимал свою картину "Аты-баты, шли солдаты…", вышедшую в прокат в 1977 году. Слова и мелодия моментально запали в душу знаменитому актеру и режиссеру. Талантливый художник, очень ценящий и любящий хорошие песни и музыку, очень захотел включить её в создаваемый им фильм. Вот как вспоминал об этом Валентин Левашов:
"…. Вдруг неожиданно из Киева мне позвонил Быков, уже не просто популярный артист кино, но и талантливый режиссер. В это время он работал над фильмом "Аты-баты, шли солдаты...". Как выяснилось, он по радио услышал мою песню "Бери шинель, пошли домой". Она ему очень понравилась, он под неё уже отснял сотни метров пленки на натуре. Его звонок был ничем иным, как предложением мне стать композитором фильма.
Когда я ему сказал, что песня "Бери шинель, пошли домой" из другого кинофильма "От зари до зари", он просто лишился дара речи. Минут пять продолжалось молчание, а потом он сказал: "Я позвоню дня через два". И позвонил. За эти два дня он успел взять из проката фильм "От зари до зари", просмотреть его.
- Ну, что мне делать, посоветуйте! - сказал Быков.
Я хорошо понимал его чувства и поэтому после некоторого раздумья посоветовал пригласить в качестве композитора другого автора, а песню "Бери шинель" оставить, указав в титрах, что написали ее В. Левашов и Б. Окуджава.
Так он и поступил. Спасибо ему за это от имени песни, у которой сложилась такая счастливая судьба".
Так оно и случилось. Хотя композитором фильма "Аты-баты, шли солдаты..." и был другой человек, Игорь Дмитриев.
В течение двух последущих лет эта прозвучавшая в фильме Быкова песня стала хитом и одной из самых популярных песен военной тематики. Её исполняли многие известные эстрадные артисты - Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, сам автор текста, Булат Окуджава, и многие другие.
Бери шинель, пошли домой.
А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты.
Бери шинель - пошли домой.
Война нас гнула и косила,
Теперь конец и ей самой.
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына.
Бери шинель - пошли домой.
К золе и пеплу наших улиц,
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись.
Бери шинель - пошли домой.
А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Вставай, вставай, однополчанин,
Вставай, вставай, однополчанин.
Бери шинель - пошли домой.
Что я скажу твоим домашним?
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним?
Неужто клясться днем вчерашним?
Неужто клясться днем вчерашним?
Бери шинель - пошли домой.
Песня "Бери шинель, пошли домой" была написана ровно через 30 лет после Победы, но многие до сих пор считают, что она - песня военных лет. А ветераны-фронтовики всегда подтверждали, что она точнее других передаёт те чувства и эмоции, которые испытывали солдаты в Победном мае 1945 года. И это неудивительно, ведь стихи к ней написал фронтовик Булат Окуджава, а музыку - композитор Валентин Левашов, в годы войны руководивший армейскими музыкальными коллективами.
Что же касается фильма "В бой идут одни старики" с бессмерными титаревнковскими "Развалинами Рейхстага удовлетворён", так точно переплетающимися со смысловым подтекстом бессмертной песни, он, как и многие другие картины других талантливых режиссеров страны, имел все шансы так и не увидеть свет. Тогдашним чиновникам от киноиндустрии сценарий не понравился, они посчитали его не героическим и насмехающимся над "тяготами и трудностями войны". Они "зарубили" фильм и всячески препятствовали началу съёмок. Потребовалось вмешательство командующего ВВС СССР Александра Ивановича Покрышкина, прочитавшего текст за одну ночь и написавшего в резолюции, что это и есть настоящий фильм о войне и выделявшему для съёмок фильма пять самолётов, на которых и летали герои фильма. Только тогда съёмку фильма разрешили, но в отместку отказались выделить Быкову цветную плёнку, и именно поэтому картина увидела свет в чёрно-белом варианте. Только в 2009 году она будет отреставрирована и колоризована.
В 1974-м фильм посмотрело более 44 миллиона зрителей. Это была картина о войне, вошедшая в десятку самых успешных киноработ, имеющих отличную прокатную историю. Ветераны признали её правдивость, а использование кадров кинохроники и воспоминаний лётчиков превратило её в исторический источник для последующих поколений. Сегодня нет человека, не знавшего бы, заслышав фразу "Развалинами рейхстага удовлетворён", кто именно произнёс эти слова и по какому поводу. Эти слова стали символами нашей великой Победы, победы русского, советского народа в самой бесчеловечной, самой кровопролитной, самой разрушительной войны в истории человечества. Войны с неслыханными ранее миром жестокостью её ведения и масштабностью истребления. Русский народ в ней победил, победил окончательно и бесповоротно, переломав хребет непобедимому Вермахту, немецкой нацисткой машине, под которую с лёгкостью карточных домиков ложились страны и государства. А победив - осмотрелся, полюбовался на её развалины, и - взял шинель и пошёл домой.
А сам Леонид Быков, творец бессмертия этой песни, завещал себя похоронить под легендарную "Смуглянку", ещё одну полюбившуюся людям песню из второго его шедевра - фильма "В бой идут одни старики". Что было с точностью выполнено после того, как он трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе "Минск - Киев" 11 апреля 1979 года возле поселка Дымер.
06 октября 2019 года.