Приветствую! В своей прошлой статье я рассказывал, через что мне пришлось пройти, чтобы привлечь 33,5 млн ₽ частных инвестиций. За 3,5 года работы я пообщался более чем с 4000 инвесторами. Ежедневно в наш Акселератор приходит более 20 предпринимателей, которые хотят привлечь себе частный капитал.
Понимая психологию инвесторов и проанализировав сотни проектов, я хочу поделиться основными причинами неудач в привлечении инвестиций. Перед вами — продолжение статьи (2 часть) про факторы, отталкивающие инвесторов. Я называю их red point — «Красные флажки».
Продолжение статьи...
9. Не рассуждать (вообще) интересами инвестора
Просматривая очередную инвестиционную презентацию, не сразу понимаешь, чем вообще здесь занимаются. Непонятно, что за бизнес, на какой он стадии, где территориально находится и какую доходность обещает.
Ваш инвестиционный тизер (рекламное сообщение, построенное как загадка, «дразнилка», «завлекалка») должен ответить на эти вопросы буквально за секунды. Задача тизера — «продать» дальнейшее прочтение или разговор.
Пример инвестиционного тизера: «Займ под залог для действующей птицефабрики в Воронеже под 28% годовых».
В инвестиционном мире есть свои правила игры. Одно из первых правил гласит: ваш проект вторичен, интересы инвестора — первичны. Да, друзья, Вы с вашим бизнесом всего лишь средство, товар со своими конкурентными преимуществами для решения задач инвестора. Их и надо выяснять в первую очередь.
Я не сомневаюсь, что абсолютно все предприниматели готовы часами рассказывать про свой проект. Но инвестору, изначально, это мало интересно. Не думайте, что вы единственный, кто хочет получить от него деньги. Поэтому, вначале говорите с инвестором о ЕГО интересах и целях.
Это как в продажах: пока не поймете, что нужно клиенту, продать будет крайне сложно. Инвестор — ваш клиент, а вы — продавец, только вы продаете ему свой бизнес, идею. Сначала говорите о выгодах инвестора, о том, что он получит. Если он проставит вам «зеленые галочки», заинтересуется, переходите к самому проекту.
10. Попытки «понравиться»
Перед тем, как проинвестировать в ваш проект, инвестор познакомится с вами поближе. Если вы заискиваете, очень хотите понравиться, обещаете что угодно, лишь бы вам перевели деньги, вы смутите и даже разозлите инвестора. Те, кто «мягко стелет», ассоциируются с аферистами.
11. Дурная репутация
Если у вас и вашей компании много долгов, вы не вылезаете из судов, получили массу негативных отзывов от клиентов и подрядчиков или оказались в центре публичного скандала, на доверие инвесторов рассчитывать не стоит. С их точки зрения такие предприниматели ориентируются на «подъем бабла», а не на развитие бизнеса и обслуживание клиентов.
Но самое интересное в том, что вам вовсе не обязательно быть ангелом во плоти, чтобы привлечь инвестиции. Над репутацией можно и нужно работать! Даже если вы участвовали в судах, десятки раз оказывались в черных списках, получали негативные отзывы, вы можете все исправить. Буквально недавно в наш Акселератор обратился предприниматель из Сибири, который раньше занимался поставкой машин из-за границы. Лет 5 назад он немного затянул сроки поставок, и недовольные клиенты создали тему на известном автофоруме, мол “кинул, тянет с машинами и т.д.” В итоге все обязательства он выполнил, однако сейчас КАЖДЫЙ инвестор задает вопросы на эту тему.
12. Расчет на быстрый успех
Если вы провели меньше 300 переговоров с потенциальными инвесторами, то, считайте, что вы и не начали еще привлекать инвестиции. Я гарантирую, что будет много отказов, важно не опускать руки и продолжать “долбить”. Если из 300 потенциальных инвесторов на старте будет 295 отказов и 5 сделок — у вас все отлично.
Часто предприниматели, “обработав” 20-30 потенциальных инвесторов и не получив результата, банально сдаются. Процесс привлечения частных денег — не быстрый, нужна стратегия и план привлечения (к кому и с чем идти). На пути вас будут поджидать множество ошибок (думаю, вы это уже поняли).
13. Невнятная бизнес-идея и смутное представление о рынке и конкуренции
Ключевой пункт. Если основатель заявляет инвесторам, что у него уникальный проект и нет конкурентов, инвестор засомневается. Если конкурентов нет, возможно, нет и потребности в новом продукте? Может, новый проект не нужен, а предприниматель не думает о клиентах или просто не разбирается в своем рынке и не знает конкурентов?
Необходимо понимать, что потенциальный клиент в любом случае закрывает любую свою потребность (если она реально есть). Если есть клиенты, есть и конкуренты в нише. Вопрос лишь в том, что может предложить ваш проект, чем он лучше.
Иногда встречаю предпринимателей, которые говорят, что у них есть все шансы вырасти в 100 и даже 1000 раз. Как только начинаем проверять, есть ли для этого условия, выясняется, что это невозможно. Объем рынка слишком маленький.
Даже самый крутой рыбак не поймает ни одной рыбы, если будет ловить ее в унитазе.
14. Страх рисковать деньгами, желание переложить ответственность на инвесторов
Я удивляюсь, просматривая финансовые модели некоторых стартапов. Проект еще молодой, не приносит прибыли, но его основатель уже установил себе неплохую зарплату. При этом он не вложил свои деньги. Он рассчитывает на значительную долю прибыли в будущем (так как имеет основную долю в проекте), но не готов рисковать сам. Весь риск предприниматель хочет переложить на инвестора и с самого старта получать среднюю по рынку зарплату.
Любой состоявшийся коммерсант сразу увидит этот дисбаланс. Зарплата — это оценка вклада труда сотрудника в прибыль компании. Чем больше вклад, тем больше зарплата. Но пока нет прибыли и других существенных результатов, ни о каком вознаграждении не может быть и речи.
15. Нет нормального финансового учета
Я лично не люблю покупать «котов в мешке». А вы? Когда нет квалифицированного управленческого учета и не могу просмотреть отчетность за последние 2-3 года, хотя проекту уже 4-5 лет, я не хочу рисковать. Вашему инвестору сложно принять решение без зафиксированных показателей.
16. Неадекватная оценка бизнеса
Неадекватная и несправедливая (само)оценка стоимости бизнеса сыграет с вами злую шутку. Зачастую оценка владельца на ПОРЯДКИ выше реальной стоимости. В переоцененный проект нет смысла вкладываться, каким бы перспективным он ни казался.
Бизнеса без недостатков не бывает — вопрос лишь в цене. Адекватная оценка — третий важный шаг на пути к диалогу с инвестором. Первые два — разумная бизнес-идея и эффективная, мотивированная команда.
Привлечение инвестиций — такая же бизнес-задача, как все остальные. Хочешь результата — погружайся в процесс. Инвесторы - такие же покупатели, как и ваши клиенты.
Сухой остаток
Большое спасибо, что выделили время и прочитали эту статью. Это были 16 самых частых ошибок, которые встречались в моей практике. Используйте их как чек-лист для анализа вашего инвестиционного предложения. Надеюсь что информация была полезна вам. Если у вас есть какие-либо вопросы - пишите в комментариях, на все отвечу. В следующей статье я расскажу про мошенников, которые обманывают предпринимателей, привлекающих инвестиции.
**********************************
💰 ИНВЕСТОР?
Получите доступ к предложениям с доходностью 20-30 % в год:
Инвестируйте в антикризисный бизнес производство антисептиков и косметики, поставщика Ашана, Ленты и Wildberries от 500 000 рублей и зарабатывайте 22 - 27 % пассивного дохода с ежемесячными выплатами. Получите презентацию для инвестора, финансовые данные и образец договора >>>
❓ Привлекаете инвестиции
Смотрите бесплатный мастер-класс "Как привлечь до 150 млн ₽ частных инвестиций в ваш бизнес за 120 дней." >>>
Или
Подписывайтесь на канал "Как найти инвестора"
______________________________________________
Читайте другие статьи автора:
— Пошаговый план привлечения инвестиций.
— Через что пришлось пройти, чтобы привлечь 33 580 021 ₽ частных инвестиций.
Спасибо за ваш лайк!