Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
А.С. Пушкин, "Медный всадник".
Всем привет!
Попалась статья "альтернативщика" о "Медном всаднике" в Петербурге. Сей "автор" задается вопросом: а не обманывают ли нас? А вдруг "Медный всадник" - фальшивка и ранее всадником был не Петр Первый, а римский император? Что ж, разберемся.
1. "Автор" выражает сомнение, что "Гром-камень" было возможно доставить на место погрузки при помощи описанного механизма транспортировки. Начнем с начала. Камень для будущего пьедестала нашли в Карелии, возле деревушки Конная Лахта. Это была расколотая грозой глыба, которую откопали и погрузили на платформу для транспортировки. Кстати, на месте, где был камень, позднее образовался пруд, который прозвали Петровским. Он легко "гуглится" и существует до сих пор. Уже, как бы доказательство того, что памятник сделан не в прошлом какой-то исчезнувшей цивилизации, а с 1769г, когда началась транспортировка. Далее, "автор" снова выражает сомнения, что такую глыбу возможно перевезти теми средствами, которые показали историки. А именно: была построена платформа, шириной 40м и длиной 8,5км (до залива). Платформа опиралась на 5-ти дюймовые шарики (кстати, из специального сплава меди, олова и галмея), которые и обеспечивали скольжение. По мнению "автора", такой вес шарики не выдержали бы. Неправда: академик Иван Бецкой участвовал в разработке платформы, а перед самой транспортировкой были проведены эксперименты на уменьшенной копии (успешные, конечно). Вот цитата из описания платформы: "Верхнюю часть машин составляли два бревна, из коих каждое содержало 42 фута в длину, 18 дюймов в ширину и 16 дюймов в толщину, и были, как и прежние, выдолблены и обиты медью. Сии последние прикреплены были одно к другому четырьмя поперечными бревнами, имевшими 14 футов в длину и 12 дюймов в толщину; между сими четырьмя поперечными бревнами находились еще три железные шеста двух дюймов в поперечнике. Все сии бревна и шесты соединили и укрепили железными ободами, крючьями и надежными винтами." (из описания Бакмейстера). Цитата также легко "гуглится". Более того: придуманный способ для транспортировки потом использовался американцами при перевозке обелиска из Александрии ( https://metafor-7.livejournal.com/168449.html ).
Далее, "автор" справедливо говорит, что при таком весе дорога просто проседала бы. Да, верно. Но есть одно "но": люди прошлого не были идиотами. Транспортировка осуществлялась с ноября по март, когда земля промерзла на глубину до 1,5м и не проседала.
2. Водная транспортировка. "Автор" считает, что в Невской губе недостаточная глубина для транспортировки и указывает глубину 50-70 см. Не так, открывает даже "Википедию": Длина Невской губы в указанных границах с запада на восток 21 км, наибольшая ширина 15 км. Средняя естественная глубина губы около 3,0 м". Как и в случае с "Александрийским столпом" (о нем я писал ранее), была разработана специальная баржа, которая доставила камень к месту назначения.
3. Внешний вид памятника. Во-первых, сразу отмечу: Этьен Фальконе видел Петра именно в русской одежде. Фальконе был против того, чтобы на Петра "надели" римскую тунику. Также легко "гуглится".
Далее, "автор" приводит гравюру Эмиля Руарга и делает вывод, что пьедестал закопан в землю, а лицо не похоже на Петра. Во-первых, гравюра Руарга - это перерисовка акватинты Мишеля Франсуа Дамам-Дамарте, который был в России и делал различные зарисовки. Во-вторых, я сравнил три изображения памятника: Дамам-Даматре ( http://www.kabinet-auktion.com/collection/painting/vidi_spb/29541/?print=print)
Руарга ( http://rosantik.ru/cat/vidy-gorodov/statue_rierre/ )
Критических расхождений просто нет. Причем я смотрел фото с того же ракурса, как рисовали французы. Предлагаю вам также сравнить. Одно и то же. Ничего не закопано, отличий нет.
В конце концов, чтобы доказать, что памятник - фальшивка, "автор" приводит довод, что пьедестал не цельный, а составной. Да, составной, вот цитата и чем это было обусловлено: "Исследование, представленное на конференции, также показало, что постамент «Медного всадника» состоит из четырех, а не трех блоков. Все они происходят из одного валуна и уложены так, чтобы поддерживать прочность конструкции пьедестала. Это подтвердили и геофизические исследования, проведенные осенью 2018 года. Напомним, что пьедестал имеет максимальную высоту 5,2 метра, ширина свайного поля под ним - 15 метров".
Вот и все, никаких загадок. Самое печальное, что "автор" готов отдать неведомой прошлой цивилизации одно из красивейших произведений культуры. А подумать о том, чтобы гордиться своей страной, своей историей, людьми, которые через огромный труд создали для потомков, между прочим, красивейший памятник... Нет, это слишком сложно. Проще нести околесицу... Печально...
Ссылка на мою следующую статью про Черное море https://zen.yandex.ru/media/id/5b952293c586d600aa838ce2/eto-zarazno-chernoe-more-vykopali-5d97373095aa9f00b090b7b6