Найти в Дзене
ActivityEdu

Обзор: нестандартные подходы к обучению математике

Оглавление

Если ученик испытывает удовольствие в процессе обучения, это приводит к повышенному интересу к предмету, а изучение материала становится более осмысленным. Это известно всем. Но как это реализуется на практике? Приводим несколько примеров нестандартного подхода к обучению математике из опыта зарубежных педагогов.

Эмоции и математика

Ученики предпочитают изучать абстрактные понятия через знакомые примеры. Помня об этом, учитель начальной школы Дэйл Энн Доддс предлагает создавать задачки, условия которых рисуют в воображении детей конкретную картинку и вызывают эмоции.

Пример задачки на тему «Деление» 

«Представьте: пистолетный выстрел, 80 гонщиков срываются с места. О нет! Пропасть Гранд-каньона, как рот великана, поглотила половину участников. Но это только начало, гонка продолжается. Впереди еще больше опасностей. Группа делится пополам. Еще пополам. Останется ли хоть кто-то, кто пересечет финишную черту?»

Предлагаемый алгоритм разбора задачи

  • Прежде чем считать, вернитесь к методу деления пополам. Попросите учащихся смоделировать деление предметов на две равные части. Обсудите проблему остатка.
  • Проследите за гонкой вместе с учениками, отмечая разделение групп бегунов на доске.
  • Попросите учащихся в парах или небольших группах выбрать число от 20 до 100. Это будет количество гонщиков. Затем предложите им создать сюжетную карту, похожую на блок-схему, показывающую, с какими препятствиями сталкиваются их гонщики. Какие цифры они получат, разделяя группы бегунов на две части? (Ученики могут отслеживать деление с помощью набора точек в своей тетради). 
  • Спросите, как ваши ученики будут поступать с остатком, когда им придется разделить нечетное число пополам? Что будет с одним гонщиком? Как закончится их гонка? Два человека пересекут финишную черту вместе (ничья) или только один?
  • Попросите учащихся представить перед классом свои истории, объясняющие, как они узнали, что число было нечетным или четным, и как они справились с остатком.

Легкая атлетика и математика: игра «Флагвэй»

Семилетняя Элли Снайдер ненавидела считать. Но когда она услышала об игре, в которой сочетались математика и легкая атлетика, она подумала: «Почему бы и не попробовать?» 

Правила игры

Флагвэй − это активная игра, в основе которой лежит группировка  чисел по категориям с использованием функции Мебиуса. Команды получают карточки, на которых записаны три числа. Их необходимо разложить на простые множители: если число имеет четное количество простых множителей, то игроки движутся из центра по желтой дорожке, если нечетное - по красной, если в числе есть квадрат - по дорожке синего цвета.

Игроки используют свои подсчеты для перемещений на цветовой схеме, по очереди выступая в роли бегунов. В каждом раунде команды стараются разложить по местам как можно больше карточек, чтобы набрать максимальное количество очков. Время игры ограничено.

Вот что происходит, если команда получает в задании, например, числа 15, 7 и 75:

  • 15 раскладывается на четное количество простых множителей (3x5). Четное количество соответствует желтому цвету, поэтому команда начинает путь с желтой ветки;
  • Далее, 7 - это простое число, которое делится без остатка только на 1 и на себя. Единица не считается множителем, поэтому у этого числа нечетное количество простых множителей. На развилке игроки выбирают красную ветку;
  • Среди делителей 75 есть число 25, которое является квадратом 5. Поэтому команда кладет листок с подсчетами на синюю ветку.

Флагвей был создан Бобом Мозесом, который несколько десятилетий посвятил повышению математической грамотности среди малообеспеченных студентов. По словам преподавателей и родителей, игра улучшила математические навыки учеников и вовлеченность в командную работу.

Успехи Элли

Вместе с лучшей подругой Элли записались на флагвей (flagway). Многие школьники из ее школы  были приглашены на игру, потому что изначально дали положительные ответы в опросе:

  • Если вы не можете быстро решить математическую задачу, вы сдаетесь?
  • Вам нравится играть в активные игры? (футбол, баскетбол, хоккей и т.д.)
  • Вы хотели бы попробовать что-то отличное от традиционного урока математики?

«Мы были совершенно не готовы, — вспоминает Элли, — пришли в джинсах и толстовках».

Через четыре месяца после вступления в команду флагвэя на вопрос об отношении к математике Элли ответила: «Это мой любимый предмет!» 

Спортивная аналитика на уроках математики 

Андреа Джани, тренер по волейболу, доверивший план тренировок алгоритмам и большим данным, смог привести команду Словении к серебряной медали на чемпионате Европы в 2015 году, первой  в истории этой команды. 

Спорт — сложное явление, на которое влияют многочисленные переменные, а математика идеально подходит для исследования таких многогранных задач. Если сложить навыки математического моделирования и азарт болельщиков, можно эффективно использовать летние Олимпийские игры в Токио 2020 года на уроках. Здесь и предсказание исходов состязаний, и выбор тактики. 

Такой подход к спорту оказывается эффективен еще и в долгосрочной перспективе. В сфере спортивной аналитики ожидается рост занятости на 30% в ближайшие семь лет. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.