Мнения весьма неоднозначны. Помните, что раны от югославских войн все еще остались, и для их заживления потребуется довольно много времени. Также, нельзя отрицать, что у Сербии была тяжелая история с исламом из-за того факта, страна находилась под турками в течение 500 лет. Кроме того, сербский национализм начинается с битвы за Косово, а в ней османы были главными врагами.
Но с другой стороны – ислам оказал немалое влияние на сербскую культуру и язык, который трудно представить без турецких и арабских заимствований.
Во времена Османской империи крупные города Сербии были, по большей части, мусульманскими. Но жили в них не какие-то пришлые люди, а сами сербы, принявшие ислам. После ряда восстаний и получения независимости в 19-м веке, эти люди снова перешли в православие. Поэтому сегодня не сложно найти сербские семьи, гордящиеся своим наследием, которые ведут происхождение от сербов, ставших мусульманами во времена Османской империи.
Распространенное заблуждение о югославских войнах заключается в том, что они начались из-за религиозной ненависти. Дело не в этом. Жители Балкан – такие же христиане, как русские и такие же мусульмане, как татары. Т.е., религия важна, конечно, но она сохранилась больше как часть культуры и не оказывает сильного влияния на людей. Она никогда не была барьером между ними.
Действительной причиной кровавых разборок в ходе распада Югославии стала этническая напряженность, но не религия. Например, все русские – православные христиане, а часть украинцев являются греко-католиками. Но отношения между двумя народами испортились совсем не из-за веры. Вера тут – всего лишь вишенка на торте.
Поэтому нельзя сказать, что у современных сербов отношение к исламу однозначно плохое. Оно куда более сложное.
Даже после распада Югославии и потери Косово у Сербии есть небольшие регионы, где компактно проживают мусульмане. Это Санджак на границе с Черногорией, где живут боснийцы, т.е., славяне-мусульмане и Прешевская долина недалеко от Косово. Ясное дело, там живут албанцы.
Большинство сербов относится к ним вполне терпимо.
Разумеется, после окончания войны в стране осталось немало четников (участников военных националистических формирований) с длинными бородами и ножами в зубах. И вот эти ребята выскажутся о своих соотечественниках-мусульманах исключительно в суровом мужском духе. Они назовут албанцев давними врагами и людьми, которые украли у них часть родины. А боснийцев посчитают предателями христианства и сербской идентичности.
Но это радикалы. В целом, их не так много. Остальные люди более умеренны. К примеру, большинство партий, которые участвуют в политической жизни, также имеют националистические взгляды, в той или иной степени. Тем не менее, нельзя сказать, что правительство принимает по отношению к мусульманам какие-то ужасные законы и винит их во всех проблемах. Любопытно, что пост министра торговли занимает босниец Расим Ляич. Он является вполне серьезным кандидатом на пост премьер-министра.
Неплохая ситуация для страны, которая еще совсем недавно вела с мусульманами войну, не так ли?