Найти тему
Электричкинг 2

Поверхностное сравнение московских и питерских пригородных перевозок

Сравнительный материал о пригородных перевозках поездами на Московском и Петербургском ЖД узлах. Хотя, с лету можно спросить: чего уж сравнивать, ведь московский узел должен рвать, метать и превосходить своего петербургского соседа по всем параметрам. Вот и посмотрим.

Балтийский вокзал, Петербург.
Балтийский вокзал, Петербург.

Пассажиропоток

Безусловно выше на московском узле, при этом, по прошествии времени, разница с петербургским узлом становилась всё сильнее и сильнее. В 2005 году Москва и область перевезли на своих двоих 554 миллиона пассажиров электричками, что тогда было чуть больше, чем по всей России, не считая Петербургского региона (там был 521 миллион пассажиров). В Петербурге и Ленинградской области в 2005 перевезли 127 миллионов человек - разница тогда была приблизительно в 4.5 раза.

Спустя 13 лет разница увеличилась до 9.5 раз - в Московском регионе перевезли 750 миллионов человек (очевидно, что в это число входят и пассажиры с МЦК), в Петербургском - лишь 79 миллионов. В остальной России и вовсе лишь 220 миллионов.

Тот же Балтийский вокзал, без всякого там аншлага, Петербург.
Тот же Балтийский вокзал, без всякого там аншлага, Петербург.

Перевозчики

В Московском регионе работают 3 перевозчика - Центральная ППК, работающая на территории всего мосузла, кроме ленинградского направления, Московско-Тверская ППК - на ленинградском направлении, и Аэроэкспресс - перевозка пассажиров в столичные аэропорты, плюс с недавнего времени - подработка на полставки на белорусском направлении.

В Петербургском регионе работает только Северо-Западная ППК.

Подвижной состав

Двухэтажный аэроэкспресс в Москве. ЗИЛ (ныне Тульская).
Двухэтажный аэроэкспресс в Москве. ЗИЛ (ныне Тульская).

Московский регион использует более широкий спектр пригородных поездов, включая двухэтажные, Иволги и ЭП2Д, купленные в собственность или по лизинговой схеме перевозчиком. Составность поездов, как правило, - 11 вагонов.

Петербургский регион в плане подвижного состава более скуден, более того, в отличие от Московского региона, весь подвижной состав покрашен в корпоративные цвета РЖД. Однако, география используемых там "Ласточек" более широка (в Московском регионе они используются только на ленинградском направлении). Составность поездов, в основном, 8 вагонов в летнее время, 6 - в зимнее (хотя иногда и оставляют 8). Для некоторых поездов (типа "Ласточка", ДТ1, РА2) составность иная, и как правило, ещё меньше.

Стоимость проезда

Билет на Ласточку, Петербург.
Билет на Ласточку, Петербург.

В Московском регионе используется несколько видов тарификации проезда, в зависимости от типа поезда (простой или экспресс) и участка. Стоимость проезда в экспрессе может достигать двойной стоимости проезда в обычной электричке, при этом, на экспрессы перевозчик устанавливает тарифы самостоятельно. В черте Москвы на утверждённых в постановлении границах участков железной дороги стоимость проезда одинакова вне зависимости от того, сколько и как далеко ехать (хоть с Бутово до Битцы, хоть с Бутово до Сетуни - цена будет одна). В остальных случаях используется зональный тип тарификации.

В петербургском регионе используются три градации стоимости проезда - для простых поездов, поездов "Комфорт" (бывшие аэроэкспрессы), и "Ласточек", и используется покилометровый тип тарификации с минимальной стоимостью проезда (для Петербурга - 20 километров, для Ленинградской области - 14 километров). Сами тарифы на все пригородные поезда - "жёсткие", без права установления тарифов перевозчиком самостоятельно. Справедливости ради, стоит отметить, что стоимость проезда в "премиальных" поездах не существенно выше, чем в простых.

Токсово, Петербургский регион.
Токсово, Петербургский регион.

Ввиду того, что типы тарификации в Московском и Петербургском регионах различаются, жители Петербурга и области периодически считают, что у них стоимость проезда ниже, чем у москвичей и гостей столицы ("ленинградский" тариф на момент написания был 25.8 рублей за 10 км, "подмосковный" - 23 рубля). Отчасти, они в этом правы, особенно при проезде на короткие расстояния, так как какие-нибудь условные 17 километров могут посчитаться на мосузле за две 10-км зоны, и покилометровый тариф здесь окажется выгоднее.

Безбилетный проезд

О да, куда же без этого-то.

Ярославский вокзал, Москва.
Ярославский вокзал, Москва.

В 2017 году, опрашивая пассажиров обоих узлов, было определено, что безбилетников на мосузле оказалось в районе 14%, на петербургском узле - 5.5%. Петербуржцы сами объясняют, что перешли на светлую сторону из-за установки турникетов, и то, что их контролёры в последнее время стали щемить куда изряднее (ещё стоит добавить замену некоторых электричек на "Ласточки", где прятаться от тётки с "тетрисом" в руке куда сложнее). Ну, и ждать ещё в лучшем случае полчаса, если вдруг "не получится, не фартанёт без билета" тоже не особо много кто может себе позволить.

В Московском регионе сдаваться же не особо планируют, особенно с "маргинальных" направлений, даже несмотря на усиления контроля за оплатой проезда в виде контролёров особого назначения. Особо отчаянные в последнее время и вовсе стали разбивать створки турникетов (последний такой случай был недавно на платформе 47 км, правда там дело ограничилось одной створкой), чего в том же Петербурге представить нереально.

Купчино, Петербург.
Купчино, Петербург.

Турникеты, в силу пассажиропотоков, в Московском регионе устанавливаются куда активнее, чем в Петербургском, при этом, некоторые направления усеяны турникетами в черте Москвы наглухо (например, ярославское и белорусское).

Контингент

А вот тут Московский регион заведомо проигрывает. Здесь из-за количества пассажиров и ослабленного общественного контроля, особенно на "маргинальных" направлениях, часты разного рода инциденты между пассажирами, пассажирами и контролёрами. Распитие спиртных напитков и курение в вагонах, в принципе, тоже дело частое. Говорить про чистоту подвижного состава и вовсе нечего - в тот же туалет зайти сможет явно не каждый. Нелегальная торговля здесь присутствует практически повсеместно (разве что в слишком ранние или слишком поздние электрички не заявляются).

Бомжатник устраивать в подмосковных электричках - тоже запросто. Горьковское направление, Московский регион.
Бомжатник устраивать в подмосковных электричках - тоже запросто. Горьковское направление, Московский регион.

В Петербургском регионе контингент куда спокойнее. Хотя, что там, что здесь явно вопиющие случаи (типа поножовщины) вполне себе бывают. Торговля здесь либо минимальна, либо отсутствует.

Иные особенности

При приобретении билета на обычную электричку с последующим внезапно появившемся желанием поехать на экспрессе (особенно учитывая, что электричку под Питером ждать придётся явно не 5-10-15 минут), в Московском регионе можно просто доплатить немного денег в кассе и заменить билет на экспрессный. В Петербургском сделать этого нельзя, и придётся покупать новый билет на экспресс, а билетом на обычную электричку либо воспользоваться как-нибудь в другой раз (в пределах суток отправления), либо выкинуть его на помойку.

Михнево, Московский регион.
Михнево, Московский регион.

Провоз велосипедов в Московском регионе по полигону Центральной ППК вне часа пик (до 6 утра, с 11 до 16, и после 21 часа) бесплатен, но для этого требуется оформить безденежный билет на его провоз. В Петербургском стоимость провоза велосипедов и прочего багажа равна минимальной стоимости поездки в электричке и не зависит от расстояния поездки.

При посадке со станции или остановки, где была билетная касса и/или ТППД (терминал предварительной продажи билетов для Московского региона), в Московском регионе взыскивается сбор в 100 рублей у контролёров, либо на выходе - 200 рублей. В Петербургском регионе - 80 рублей у контролёров или на выходе.

Дачное, Петербург.
Дачное, Петербург.

При возврате частично использованного абонемента в Московском регионе (по перевозчику ЦППК) взыскивается сбор в размере разницы между "абонементной" стоимостью совершённых разовых поездок и "стандартной" вплоть до суммы, причитающейся к возврату, равной нулю. В Петербургском регионе сбор не зависит от того, сколько было осуществлено поездок по факту, и составляет 140 рублей.