Вестерн оказался универсальным жанром - как ни посмеивались американцы, спагетти-вестерны стали феноменом мирового кино. В Европе популярной была серия о Виннету (ФРГ-Югославия), ГДР поставляла фильмы "про индейцев" с Гойко Митичем в Восточную Европу. Да и в СССР время от времени снимали "красные вестерны". Одним из популярных мест действия стала Средняя Азия - колоритный фон, словно специально созданный для адаптации жанра.
Пять образцово-показательных "красных вестернов" о борьбе с басмачами - с 30-х по 80-е.
Тринадцать (1936)
Вождь народов любил вестерны. Поэтому идея снять советский вариант американского жанра встретили с энтузиазмом. За дело взялся режиссер Михаил Ромм. Труднейшие съемки - целая история, интересующимся рекомендую книгу Ромма "Как в кино", там про это есть отдельная глава. Так или иначе получился очень добротный по тем временам фильм. Отряд красноармейцев пересекает пустыню и в старом колодце находит склад басмаческого оружия. Отважный отряд решает закрепиться и дать бой превосходящим силам противника. Классическая ситуация - только удаленный форт, бледнолицых и индейцев сменили руины в пустыне, красные бойцы и банда басмачей.
Застава в горах (1953)
Чемпион проката и восторг советских мальчишек. Автор знаменитого "вестерна по-советски" "Смелые люди" режиссер Константин Юдин перенес место действия нового фильма с Кубани в Среднюю Азию. Снова классическая сюжетная канва вестерна в советском антураже. Удаленная застава, козни вражеских агентов, прорыв басмаческой банды, перестрелки и бешеные скачки - перед нами типичный "современный" (для 53-го года, конечно) вестерн на "дикой" окраине СССР.
Белое солнце пустыни (1970)
Легендарная лента, одна из любимых в СССР, говорить о которой можно бесконечно. Поэтому отмечу кратко - не все знают, что как и многие советские "истерны" "Белое солнце пустыни" вдохновлено стилистикой спагетти-вестерна, органично адаптированной под советского зрителя. Эффектный визуальный стиль и обилие смертей на экране позаимствованы у итальянцев. Любимым же фильмом нашего народа "Белое солнце" стало благодаря редкой душевности, тонкому юмору, потрясающему актерскому составу и прекрасной музыке Исаака Шварца. Гениальный пример блестящей адаптации "чужого" жанра, ставшего основой "народного" фильма! Браво, Владимир Мотыль и все-все-все.
Седьмая пуля (1972)
Очень интересный пример "истерна" о Диком Востоке. Московские эстеты-западники Андрон Михалков-Кончаловский и Фридрих Горенштейн, наверняка знакомые с модными спагетти-вестернами, и режиссер Али Хамраев решили воспользоваться удаленностью от киноначальства. И оторвались по полной, "поиграв" в жанр. Стильная и эффектная, "Седьмая пуля" совсем не похожа на типичную продукцию провинциальной студии. Комиссар, басмачи, классовая борьба - только предлог для увлекательной игры "в бандитов и шерифа". Не случайно иностранные афиши "Седьмой пули" не отличишь от рекламы какого-нибудь итальянского вестерна.
Заложник (1983)
"Поиграть" в вестерн решил 10 лет спустя и режиссер Юнус Юсупов на "Таджикфильме". Караван переселенцев...простите, отряд красноармейцев доставляет вакцину против черной оспы в отдаленный район Таджикистана. Местность, разумеется, кишит басмачами, но у бледнолицых...простите, у "красных" есть козырь - взятый заложником главарь банды. Вернее, его двойник. Юнус Юсупов гарантирует - путешествие будет опасным. Интересный образец чистого жанрового кино, снятого на окраине империи.