Работа на море и погода связаны неразрывно до сих пор, что уж там говорить о временах парусного флота...
Знать, какая погода ожидается в ближайшее время - жизненно важно для моряков, попасть в ураган со всеми его прелестями мало кому улыбается. На мостике прочно поселились устройства, принимающие и тут же распечатывающие на выползающей из них ленте метеорологический прогноз. У нас на буксире в основном принимали эти данные от немецких синоптиков, капитан пояснил мне, что обычно они наиболее точны.
Трудно представить себе, что бы творилось на Земле, если бы отсутствовали ветры. Хотя есть места, где они довольно редки. Вот помню свою юность во Владикавказе, город расположен близко к кавказским хребтам и безветрие было там почти постоянным явлением, по крайней мере в 60-е годы. После переезда в Севастополь я понял, что это место, где по ветрам не соскучишься, вот и сейчас за открытым окном сильно шумит ещё по-летнему зелёная листва.
Физика этого явления достаточно проста. Как всем известно ®, источником тепла на земле является Солнце, там, где его лучи падают более вертикально, в широтах, приближающихся к экватору, нагрев сильнее, а где они скользят по поверхности, в приполярных областях, наблюдается холодрыга.
Опять же, всем известен второй закон термодинамики, одним из выводов из которого следует, что в любой замкнутой системе (каковой и является земная атмосфера), где наблюдается разница температур, обязательно возникнут процессы, эту разницу стремящиеся выровнять. В атмосфере это делается так: нагревшийся воздух поднимется в верхние слои, образуется зона низкого давления, и его замещает поток холодного . Вот вам и ветер.
Это происходит в глобальном масштабе. Но существуют и локальные явления подобного типа. Скажем, в прибрежных областях. За ночь воздух над сушей охлаждается заметно сильнее, чем над морской поверхностью, где он сохраняет тепло над огромной массой нагретой воды, которая ночью хранит тепло гораздо лучше, чем суша. И возникает утренний бриз, дующий с суши в сторону моря. Но за день суша нагревается гораздо сильнее, чем морская поверхность. Горячий воздух над ней поднимается вверх, а его замещает более прохладный со стороны моря. Вот вам вечерний бриз, несущий прохладу на берег.
Да это все школьники знают, могут сказать. Вообще-то сомневаюсь насчёт всех современных школьников, это во-первых, а во-вторых - раз уж взялись говорить о каких-то явлениях, то желательно начинать с самых истоков.
Вот картинка, иллюстрирущая в первом приближении глобальные атмосферные процессы:
В экваториальных широтах хорошо прогретый воздух поднимается вверх — образуется пояс низкого давления. Далее воздух постепенно охлаждается, водяной пар конденсируется и проливается сильным дождём. На высоте 10 — 12 км охлаждённый и плотный воздух начинает растекаться на север и на юг, к тропикам. Нисходящие потоки воздуха формируют в тропических широтах пояса высокого давления.
Но существует и циркуляция в горизонтальной плоскости, ибо силу Кориолиса никто не отменял. Возникают циклоны и антициклоны. Различить их нетрудно :)
Давление. Для циклонов характерно низкое давление в центре атмосферного вихря, в то время как для антициклонов – повышенное.
Направление воздуха. В центре циклона направление движения воздуха – восходящее, в центре антициклона – нисходящее.
Движение воздуха внутри вихря. Внутри циклонов воздух движется от окраины к центру, его направление – против часовой стрелки. Что касается антициклонов, здесь всё наоборот: воздух движется от центра к окраинам, обращаясь по часовой стрелке.
Формирование погоды. Циклоны – символ перемен: высока вероятность осадков, сильного ветра, появления густых облаков. Антициклоны, напротив, приносят сухую погоду, отсутствие ветра и облаков.
На приведённой выше картинке отчётлтво видно, что в широтных направлениях существуют постоянные зоны высокого и низкого давления. А значит и зоны постоянных ветров или наоборот, безветрия. Со времён парусного флота пассаты - постоянные ветры - назывались "торговыми ветрами", поскольку способствовали мореплаванию, а зачем же в основном корабли ходят в море, как не для перевозки различных товаров?
Правда, испанцы называли их "ветрами сделок", что по смыслу не сильно отличается.
Ну, а зоны безветрия? Когда ещё не было чёткого понимания распределения этих зон, парусники, угодившие в них, неделями, если не месяцами оставались без движения. Лошади на судне, которым требовалось много корма и воды, попросту гибли и их отправляли за борт. Эти места назывались "конскими широтами"...
А как ветер взаимодействует с водной поверхностью? Опять же всем известно - образуются волны. Обычно люди, не сильно связанные с морем, представляют себе волны как аккуратные ряды, идущие в определённом направлении. Как-то написал я стихотворение о старом пароходе, сражающемся со штормом, в нём были такие строки :
Волны стаей волков, будто лося в снегу,
Повалить его силились набок;
Он форштевнем хребты им ломал на бегу –
Уж ему ли не знать их повадок!
И на поэтическом междусобойчике мне сухопутный поэт указал, что образ неверный, так как стая волков не нападет шеренгами. Но любой моряк подтвердит, что волнение может иметь разнообразнейшик формы, в том числе и так называемой "толчеи", когда волны вздымаются и опадают с разных направлений. Например волны, пришедшие из зоны шторма с одного направления, сталкиваются с волнами, идущими с другого. Такое же волнение может вызвать ветер, дующий против сильного морского течения. Наложение волн может принимать довольно удивительные формы, вот такие например:
Но эти снимки сделаны явно при слабом волнении, когда сталкиваются волны от сильных штормов, картина очень впечатляющая.
Этот снимок я сделал ещё на плёночную мыльницу в проливе Кафиреа между греческими островами Эвбея и Андрос. Там очень сильное северное течение, да и ветер в тот день был приличный. Такие волны образовывались, когда отбойная от корпуса буксира сталкивалась с ветровой:
О морском волнении, его природе и видах можно написать целый ряд статей. Может, и среди читателей найдутся, встретившие что-нибудь необычное в этом плане...
Ещё о "конских широтах" с точки зрения дефицита пресной воды и как эта проблема решается:
Жажда среди океана воды и в развитие этой темы: Как вымыться посреди океана?
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА: https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-s-15-tysiachami-podpischikov-polnoe-oglavlenie-5c2364bb48936900a9801dd4