Здравствуйте, уважаемые читатели!
"Я не трус, но я боюсь: боюсь смогу ли, сумею ли…". Примерно так говорил М. И. Кутузов о своём назначении главнокомандующим русской армией в Отечественной войне 1812г.
Но, шутки в сторону. Так до сегодняшнего дня и ломаются копья вокруг личности Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. По-прежнему, среди искреннего восхищения полководческими и дипломатическими талантами старого фельдмаршала, пробегают чёрные гиены предвзятого к нему отношения и раздаётся вой подлых шакалов, которые пытаются приписать Светлейшего князя к своему трусливому сообществу.
К огромному сожалению, многие сегодня ведутся на эту удочку. Якобы, льстив, труслив и ленив был ученик Суворова. Боялся и Наполеона и его маршалов. А победы Кутузова над турками можно и за победы не считать. Впрочем, приблизительно тоже самое говорят и про Румянцева и про Суворова.
Ну что же. Давайте попробуем разобраться в "кутузовский" мифологии в тех пределах, которые допускает объем стандартной статьи.
Миф первый: трусость. Это основная байка, запущенная ещё при жизни полководца. Якобы, при Аустерлице в 1805 году он предвидел печальные последствия русско-австрийской атаки, но согласился с планом битвы русского императора и его штабистов (существует легенда, что Кутузов заснул во время военного совета). И даже не подал в отставку. Но Кутузов был не только формальным командующим, но ещё и старым солдатом. А подать в отставку накануне решающего сражения, это и была бы трусость, граничащая с предательством своих "чудо-богатырей".
Да и кто бы её принял?
Думаю не будет лишним напомнить, что в 1774 году под Алуштой подполковник Кутузов, командуя батальоном гренадеров, лично водил солдат в атаку и был тяжело ранен в голову с повреждением глаза. А в 1788 году получил повторное ранение при Очакове, так как не отсиживался в штабе, а сам атаковал неприятеля.
В 1790 он отличился при взятии Измаила:
"Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности, перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями… Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, но был правою моей рукою".
Это слова Суворова, а они многого стоят.
Думаю, что с" трусостью" Михаила Илларионовича мы разобрались.
Миф об излишней осторожности, в частности в войне 1812 года. В вину Кутузов до сих пор вменяют оставление Москвы и нежелание дать Наполеону новое генеральное сражение. Постоянный недоброжелатель и соперник главнокомандующего (а по совместительству английский агент) Л. Л. Беннигсен трижды с сентября до конца октября 1812г. предлагал Кутузову ввязаться в масштабную мясорубку с Бонапартом. Представляете, что из этого бы получилось?
Английский генерал Р. Вильсон, находящийся при штабе русской армии, подталкивал русское командование к решительной схватке. Не уступая давлению, Кутузов в разговоре с Беннигсеном прямо заявил:
«Мы никогда, голубчик мой, с тобой не согласимся. Ты думаешь только о пользе Англии, а по мне, если этот остров сегодня пойдёт на дно моря, я не охну».
Так, что на мой взгляд, мы должны сказать ему огромное спасибо за недопущение второго "Бородина".
Миф третий. Кутузов был слаб как полководец. Это суждение поддерживали даже некоторые отечественные историки. Так, авторитетнейший исследователь эпохи Наполеоновских войн Е. В. Тарле говорит о Кутузове:
«По своим стратегическим и тактическим дарованиям… не равен Суворову и подавно не равен Наполеону».
Чувствуете? У академика явная симпатия к французу. Суворова он тоже не считает равным Бонапарту.
А мне кажется, что по настоящему Великого человека отличает возможность предвидеть не только сиюминутные результаты своих поступков, но далеко идущие последствия принятых решений. Наполеон таким даром не обладал. Скорее наоборот. Вспомним его самонадеянные высказывания о войне с Россией. И как же это контрастирует с пророческими словами Кутузова, сказанными им после совета в Филях перед сдачей Москвы:
«Ну, доведу же я проклятых французов… они будут есть (жрать) лошадиное мясо».
Не менее знамениты слова фельдмаршала: "Мы Наполеона не победим, мы его перехитрим".
А ведь все так и случилось.
Четвёртый миф о льстивом царедворце и интригане тоже довольно живуч. И правда. Будущий князь Смоленский был вхож в ближайшее окружение Екатерины, удержался при мнительном безумце Павле и до 1802 года был при отцеубийце Александре. А фавориту старой императрицы Екатерины П. Зубову заваривал и подавал кофе.
Да, все это было. Но разве это вина? Разве лучше бы было, если бы Кутузов при Павле оказался заключённым в Петропавловской крепости, как атаман Платов. Конечно нет!
Удивительные дипломатические способности Голенищева-Кутузова проявились не только в Турции и Пруссии, но и при императорском дворе.
Английский генерал Вильсон находил Кутузова: "безупречным, галантным, скрытым как грек, одаренным умом как азиат и отлично образованным, как европеец".
Трудно с этим не согласиться.
PS: для тех, кто желает проверить справедливость изложенных в статье выводов, предлагаю прочесть краткую биографическую справку о Кутузове. Читайте её здесь.
Изображения по открытой лицензии с сайта:
Читайте и подписывайтесь на мой канал в Дзене "Войны, битвы, полководцы":
https://zen.yandex.ru/media/warandbattle/
А также на ностальгический мой канал "Время 80-х":
https://zen.yandex.ru/media/vremya80/
Не забывайте о лайках.
Спасибо!