Всё, что нужно знать о сыне Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской в двух рукописных преданиях XII и XVII-XVIII веков
Гарольд
Мстислав Владимирович родился в 1076 году в семье великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Матерью Мстислава была дочь короля Гарольда Годвинсона, Гита Уэссекская.
В западноевропейских источниках Мстислав Великий упоминается под именем Гарольд, которое получил в честь своего деда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 году и уступившего Англию нормандцу Вильгельму Завоевателю.
Помимо прочего, благодаря надписи из "Мстиславова Евангелия", известно крестильное имя Мстислава — Фёдор. Хотя в некоторых поздних источниках, например, Новгородской третьей летописи, Мстислав упоминается под именем Георгий.
Мстиславово Евангелие было заказано князем в Новгороде у писца ц. Благовещения Алексы Лазаревича не позже 1117 года.
Пантелеймон и Никола
Существует по крайней мере два предания о чудесном исцелении Мстислава. Князь получает смертельную рану на охоте/тяжело заболевает, но находясь на краю смерти видит во сне святого, просыпается, рассказывает об этом родным, и скоро исцеляется. В первом случае, этим святым оказывается св. Пантелеймон, во втором — св. Николай Мирликийский (Никола).
Из "Похвального слова св. Пантелеймону" первой трети XII в., которое написал Руперт из Дойца, мы узнаем, что на Мстислава напал медведь, когда тот был совершенно один, без оружия, и не мог защититься. Когда Мстислав находился при смерти, ему явился св. Пантелеймон и сказал:
«Сейчас я явился, заботясь о твоем здравии. Ты будешь здрав, и ныне твое телесное выздоровление уже близко. Я исцелю тебя, и страдание и смерть оставят тебя». (Здесь и далее цитаты по: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т.4. С. 587-588)
Мстислав приходит в себя и рассказывает матери о случившемся, которая на тот момент хотела отправиться в паломничество в Иерусалим. Узнав о явлении св. Пантелеймона, она восклицает:
«Сей Пантелеймон, которого ты, сын мой, видел, — мой господин! Теперь и я отправлюсь в Иерусалим, потому что ты не станешь [теперь этому] препятствовать, и тебе Господь вернет вскоре здоровье, раз [у тебя] такой заступник».
В тот же день к Мстиславу приходит юноша, напоминающий св. Пантелеймона, предлагает свою врачебную помощь и исцеляет князя.
Другое предание, сохранившееся в рукописях XVII-XVIII веков, «Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище», рассказывает об обретении новгородцами иконы св. Николы на Круглой доске в том месте, где в последствие, в 1292 году, будет возведена ц. Николы на Липно.
Согласно этому преданию, Мстислав был болен. Однажды, он увидел во сне Николая Мирликийского, который велел князю отправить людей в Киев за иконой, которая лежит на полатях Софийского собора, и от которой Мстислав излечится. Новгородцы снарядили корабль, но попали в бурю на озере Ильмень и вынуждены были спасаться на берегу, где через три дня им и была явлена чудотворная икона.
«Сказание... », таким образом, обосновывает не одну, а две церковные постройки в Новгороде: Никольский собор на Ярославовом Дворище и ц. Николы на острове Липно. Примечательно, что в «Сказании... » крестильное имя Мстислава — Георгий.
Кто и когда явился Мстиславу?
По-видимому, рассказ Руперта из Дойца следует считать более аутентичным, чем «Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского». Здесь играет роль и разница в дистанции по времени (Руперт пишет практически "по горячим следам"), и нетипичное упоминание Гиты. Интересна смена акцента: в одном случае исцеляет святой, в другом — его икона.
Вполне закономерно, что в «Сказании» география перемещений героев ограничена Русью (Новгород, Киев), тогда как в рассказе Руперта подчёркивается связь св. Пантелеймона и его церкви в Кёльне, с которой оказывается связана и Гита:
"Ей же и имя, и заслуги Пантелеймона были уже давно известны, и она, по щедротам своим, еще раньше удостоилась стать сестрою в той святой обители его имени, которая служит Христу в Кёльне".
В этом смысле, рассказчику, по видимому, важно провести линию преемственности между Мстиславом-Гарольдом и святым, который добавляет, "что любимый дом его находится в Кёльне".
То, что св. Пантелеймон сыграл свою роль в жизни Мстислава Великого косвенно подтверждается тем, что князь основал в его честь монастырь под Новгородом, на территории нынешнего Музея деревянного зодчества в Витославлицах. По сообщению Новгородской первой летописи старшего извода, в 1207 году новгородец Фёдор Пинещиниц построил здесь (каменную) церковь св. Пантелеймона. В 2013 году на этой территории завершились архитектурно-археологические раскопки Пантелеймонова монастыря.
Источники
Ф.Б. Успенский, А.Ф. Литвина. Выбор имени русских князей в X-XVI веке. Династическая история сквозь призму антропонимики.
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.
Икона Николая Чудотворца: иконография образа (https://www.pravmir.ru/ikona-nikolaya-chudotvorca/#8220___8221)
Легенда о "Круглой доске" (https://portal-vn.ru/vpechatleniya/legenda-o-krugloy-doske)
Завершены раскопки Пантелеймонова монастыря. 26 июля 2013 г. (http://novgorodmuseum.ru/novosti/479-raskopki-pantelejmonova-monastyrya-zaversheny.html)
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Друзья! Если вам понравился этот материал и вы бы хотели читать что-то подобное в будущем, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии — буду вам признательна и благодарна за фидбек.
Ваша Godiua.