К Сталинградской битве в конце 1942 года было приковано внимание всего мира. Превосходящие силы вермахта, завоевывая в тяжелых боях районы, улицы и дома разрушенного города, все ближе и ближе подходили к Волге. Казалось, сопротивление Красной армии в Сталинграде вот-вот прекратится, но советские солдаты и командиры храбро бились за каждый клочок земли. Одним из таких клочков стал знаменитый «Остров Людникова», окруженный с трех сторон немецкими войсками, а с четвертой – Волгой. В течение ста дней здесь держала оборону 138-я стрелковая дивизия, которая за свою доблесть позже будет переименована в 70-ю гвардейскую.
Защитники «Баррикад»
14 октября 1942 года немецкие войска в Сталинграде перешли в наступление, намереваясь уничтожить последние советские плацдармы в городе. Части Красной армии все дальше отходили к Волге, силы таяли на глазах, и в помощь 308-й стрелковой дивизии, державшей оборону в районе завода «Баррикады», на западный берег реки из резерва фронта была переброшена 138-я стрелковая дивизия под командованием полковника Людникова.
Дивизия Людникова с первого же дня попала в пекло и всеми силами старалась удержать занятые рубежи. Однако к 11 ноября под напором противника основные силы вынуждены были отступить, оставив за собой лишь несколько зданий и узкую полосу берега Волги. Фронт, который держала дивизия в те дни, составлял всего 700 метров, и такое положение вынудило командование прибегнуть к довольно оригинальному решению. Для нейтрализации вражеской артиллерии позиции обороняющихся были приближены на расстояния броска гранаты к позициям немцев.
Для разгрома дивизии кроме постоянных атак превосходящих сил немцы прибегали и к откровенно грязным методам. По воспоминаниям самого Людникова, 29 октября 1942 года после очередного провального штурма «Баррикад» противник погнал перед собой женщин и детей, прячась за их спинами. Но советские солдаты продолжали держаться несмотря ни на что.
Как и в других частях Сталинграда, на «Острове Людникова» каждый уцелевший дом был превращен в крепость. Одну из таких крепостей удерживал небольшой гарнизон, состоящий всего из пяти человек во главе с сержантом Свидровым. Три дня защитники дома удерживали его под натиском непрерывных атак противника, и лишь когда у них кончились боеприпасы они спустились в подвал, где продолжали сражаться. После контратаки, проведенной советскими солдатами, дом был отбит, а двое оставшихся в живых, включая тяжелораненого Свидрова, переправлены на восточный берег.
В норах и тоннелях
Нехватка сил и боеприпасов вынуждала бойцов 138-й дивизии переходить к тактике внезапных нападений. Для этого очень ценной оказалась карта, которую командиру 344-го полка капитану Коноваленко передал инженер завода «Баррикады» Тяличев. На карте была обозначена система подземных коммуникаций огромного завода, что позволяло незаметно проникать в любую его часть.
Хорошо подготовленные группы разведчиков уходила на отчаянные вылазки, где бились с противником, захватывали «языков», провизию и оружие, узнавали об обстановке на той стороне фронта. В ходе из вылазок группа из десяти человек выполнила задание, взорвав в подвале одного из цехов ящики с боеприпасами и уничтожив тридцать солдат противника. Но половина разведчиков не вернулась, что вынудило командование на время отказаться от столь опасных операций. Жизнь каждого солдата была дорога здесь как никогда.
В тяжелейших условиях обеспечивалась связь между подразделениями, оборонявшими «Баррикады», и их соседями. Вот как об этом писал Людников:
«Представьте себе глубокий овраг, раструбом выходящий к Волге. Его суглинистые стены круты. По самому верху оврага — огневые точки, блиндаж, позади — глубокая траншея, ведущая в глубь немецкой обороны. Гитлеровцы наверху, а под ними, в нишах двух отвесных стен оврага, засели четыре наших бойца — по два в каждой нише. Это связисты промежуточной телефонной станции. Их позывной — «Ролик».
И «Ролик» во главе с младшим сержантом Кузьминским держался, несмотря на отчаянные попытки противника выкурить связистов из оврага. Однажды немцы даже попытались спустить взрывчатку на веревке, но Кузьминский и бойцы срезали ее автоматными очередями. Взрывчатка провалилась в глубину оврага.
Снабжение ценой жизни
Храбрость и мужество солдат и командиров 138-й дивизии было необходимо чем-то подпитывать, но доставка продовольствия и боеприпасов была одной из сложнейших задач, которая встала перед окруженными и советскими войсками на противоположном берегу. Каждая отправка грузов на «Остров Людникова» - целая операция, неминуемо сопровождавшаяся жертвами.
В одну из ноябрьских ночей, когда Волга уже покрылась шугой, двадцать пять лодок с необходимыми защитникам «Баррикад» припасами с командами добровольцев были готовы отправиться на другой берег. После артподготовки лодки под шквальным огнем противника вышли в путь, но лишь шести из них удалось достичь цели. Остальные девятнадцать вместе с погибшими членами команд течением снесло к позициям 64-й армии.
На положение «острова Людникова» мало повлияло окружение немецких войск 23 ноября 1942 года, поскольку советские солдаты все еще находились в узком кольце сил противника. Лишь 21 декабря после приказа командующего 62-й армией генерал-лейтенанта Чуйкова 138-я стрелковая дивизия перешла в наступление, продвинувшись на несколько сот метров и соединившись с частями 95-й стрелковой дивизии, сражавшейся в районе завода «Красный октябрь». В январе 1943 года Людников вместе со своими бойцами покинет, наконец, завод «Баррикады», переместившись на новые позиции.
Вместе с другими частями 138-я дивизия приняла участие в окончательном разгроме 6-й армии вермахта. 27 января 1943 года Людникову присваивают звание генерал-майора, а 7 февраля его дивизия преобразована в 70-ю гвардейскую Краснознаменную. Она вступила в Сталинградскую битву в самый тяжелый момент и вышла из нее победителем.
«Остров Людникова» стал символом поразительного мужества, которое позволило удержать советским солдатам небольшие участки земли в Сталинграде и превратить их в неприступную цитадель, которую так и не смогли взять немцы. Сейчас на месте тех жестоких боев в Волгограде существует одноименный мемориальный комплекс, а на его территории до сих пор находится командный пункт 138-й дивизии, одно из трех невосстановленных зданий, остающихся молчаливыми свидетелями жестокой и великой Сталинградской битвы.
Источники:
Иван Людников. Дорога длинною в жизнь
Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О самом успешном министре Российской империи;
О Георгие Гапоне: священнике, революционере и провокаторе;
О храбрых защитниках Аджимушкайских каменоломен