Как ни посмотри на то, что происходит во время беспорядков в Гонконге, праведные ли восстания или непристойные беспорядки — это катастрофа для экономики территории. И если кто-то и выиграет от проблем Гонконга, то это другой самоуправляемый, состоящий из китайского большинства, финансовый, торговый и судоходный узел в Восточной Азии - Сингапур.
Всегда казалось, что эти два места имеют много общего. И то, и другое удобно для торговли. Благодаря мягкому регулированию и эффективной, не коррумпированной бюрократии, Сингапур занимает второе и четвертое места в рейтинге 190 стран, составленном Всемирным банком по легкости ведения бизнеса. Оба города когда-то гордились своей приверженностью верховенству права и низким уровнем насилия на улицах.
По всем этим причинам события последних четырех месяцев подорвали репутацию Гонконга. Многие предприятия были вынуждены закрываться внепланово, поскольку массовые демонстрации, и в последние дни приостановленное по большей части движение метро, удерживали сотрудников и клиентов от посещения города. Поскольку протесты переросли в уличные бои, слезоточивый газ, зажигательные бомбы и вандализм сделали некоторые части города физически опасными. Гонконг стал больше похожим на анархию, чем на верховенство права.
Уже имеются некоторые данные, свидетельствующие о краткосрочных последствиях беспорядков. В августе количество туристов, въезжающих в Гонконг, сократилось в целом на 39% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Количество туристов из континентальной части Китая сократилось на 42%. В Сингапуре, напротив, ежегодный прирост туристов из Китая в августе составил 4%. На материковый Китай приходится 21% туристов, посещающих Сингапур, но почти 80% туристов приезжают в Гонконг.
Анализ компанией Goldman Sachs данных за август показал скромный чистый отток средств с банковских счетов, номинированных в гонконгских долларах, и приток на счета в сингапурских долларах. По оценкам банка, из Гонконга в Сингапур могло поступить до $4 млрд депозитов.
Богатые в Гонконге и остальном Китае уже давно считают Сингапур привлекательным. Им нравится инвестировать в недвижимость, иногда в качестве возможного «затыкания дыр».
С начала 2017 года покупатели из континентального Китая приобрели более 1000 частных домов в Сингапуре, несмотря на 20% гербовый сбор, взимаемый с иностранцев.Общая картина, даже до недавних потрясений, заключалась в постепенном вытеснении институциональной финансовой деятельности из Гонконга в Сингапур. Финансовая индустрия Гонконга страдает от конкуренции как со стороны материковых городов Китая, так и со стороны других крупных центров в регионе, которые полностью находятся за пределами Китая, таких как Сингапур, Сидней и Токио.
Сингапур уже лидирует в управлении активами. Так, в конце 2018 года под его управлением находилось 3,4 трлн долл. по сравнению с 3,1 трлн долл. в Гонконге. Даже (или, возможно, особенно) для состоятельных китайцев, которым удалось вывезти капитал из материка, Гонконг может показаться неудобным для Китая. Беспокоит то, что Гонконг потеряет свое преимущество и в других сферах деятельности, таких как инвестиционно-банковская деятельность и торговля акциями. Снятие Гонконгской фондовой биржей заявки на торговлю с Лондонской фондовой биржей стало симптомом стратегического провала, в котором оказалась Гонконгская фондовая биржа. Опасность усилится, если нынешние проблемы Гонконга внесут продолжительное напряжение в его отношения с Китаем, который является крупным источником не только клиентов и капитала, но и коммерческих выгод, таких как специальная торговая связь между рынками Гонконга и Шанхая.
Сингапур и Гонконг уже давно предлагают конкурирующие политические модели. Сингапур, грубо говоря, является нелиберальной демократией, Гонконг - либеральной автократией. У первого есть свободно избранное правительство, но строгие законы, ограничивающие, например, общественный протест и некоторые политические дебаты. В другой стране глава исполнительной власти "избирается" несколькими сотнями должностных лиц, частично избираемый и слабый законодательный орган, но с прочными традициями свободы слова и собраний. Сингапур сдержанно указывает на свою относительную стабильность.
Многие сингапурцы считают аргумент, который выдвигают гонконгские лидеры, в пользу того что протесты на самом деле связаны с экономическими трудностями, такими как недоступное жилье, а не с политикой, мягко говоря несостоятельным. Это демонстрирует искреннее разочарование многих в Гонконге по поводу политической системы, в которой, как представляется, слышны лишь голоса немногих. Кое-кто в Сингапуре также испытывает разочарование, несмотря на совершенно иную систему, существующую в стране.