В новостях с мест ведения боевых действий, а также выкладываемых на Ютубе роликах, не так уж редко встречается один сюжет. А именно — стрельба противотанковыми ракетами, иногда даже последних моделей, то есть самыми современными и дорогими, по пехоте врага. В том числе и по одиночным целям. Публика в комментариях под этими видеороликами и новостями каждый раз удивляется этому факту.
В самом деле, современная ПТУР стоит немало, а тот одинокий моджахед вооружён каким-нибудь китайским «калашом». Есть много другого, куда более дешёвого оружия, которым можно было бы убить этого моджахеда: бомбы, снаряды, неуправляемые ракеты, миномётные мины. Зачем же тратить очень дорогую ракету, предназначенную для уничтожения отлично бронированных танков, на одного совсем не бронированного пехотинца?
Что любопытно, случаи стрельбы ПТУРами по отдельным вражеским солдатам случались буквально во всех войнах и военных конфликтах последних десятилетий. Начиная с советской войны в Афганистане и вплоть до современной Сирии. И использовали ПТУРы таким образом буквально все: советские войска, потом российские в Чечне, американцы, арабы, сирийцы, сербы с хорватами. Значит, были какие-то общие для всех причины, побуждавшие столь разные армии применять противотанковые ракеты таким образом?
Да, были, и причин этих несколько. Во-первых, оценка ПТУР как очень дорогой, а вражеского солдата как стоящего очень дёшево, заведомо неверны. Дело в том, что у любой ПТУР есть свой срок хранения, после которого он подлежит утилизации. Причём их утилизация — дело недешёвое, и может влетать в копеечку. Такую ракету проще выстрелить на полигоне, чем тащить на завод для демонтажа. Следует помнить, что твердотопливный реактивный двигатель ПТУР по сути является шашкой прессованного пороха особого состава. А его боеголовка содержит немалый заряд мощной взрывчатки.
То есть обращаться с ракетой, тем более изготовленной давно, следует бережно и осторожно. А это удорожает не только утилизацию, но даже и транспортировку этого боеприпаса. Так что завезённые в зону боевых действий ПТУРы часто нет никакого смысла везти потом назад. Намного дешевле их там же и отстрелять. Причём лучше по врагу, пусть даже и одному солдату, чем просто в сторону пустыни.
Сам этот одинокий пехотинец также может обойтись очень дорого — куда дороже, чем стоит его вооружение, боеприпасы и снаряжение. Если он подберётся на дистанцию ведения огня и выпустит всего один автоматный рожок по нашему военному лагерю, пусть даже не особо прицельно, потери более чем вероятны. А жизнь солдата, тем более гражданского персонала, куда дороже, чем цена одной ПТУР.
Разумеется, уничтожить вражеского пехотинца из пулемёта, миномёта или даже пушки обойдётся дешевле. Если, конечно, он в зоне досягаемости пулемёта (у ПТУР дальность в несколько раз больше). Если миномёт или пушка в этот момент готовы к бою и имеют достаточно мин и снарядов. Если, наконец, есть время связаться с артиллерией или миномётчиками и навести их на данную конкретную цель. В противном случае по врагу будут стрелять из того, что есть под рукой, независимо от цены выстрела — если враг до нас доберётся, цена уже вообще не будет иметь значения.
Наконец, есть случаи, когда данного конкретного пехотинца нужно уничтожить любой ценой и притом быстро. Например, когда он является наблюдателем и корректирует огонь миномётов (артиллерии, неуправляемых ракет) противника. Или когда он является снайпером и готовится залечь в укрытие или, наоборот, покидает его. Укрывшегося снайпера даже просто найти очень сложно, ещё сложнее его поразить, если укрытие прочное. Для этого и ПТУРа не жалко.
Иногда же применение ПТУР именно по одному-двум пехотинцам врага лишь кажущееся. Вот реальный случай на Первой Чеченской войне, из статьи в журнале «Солдат удачи»: «Старший лейтенант К. заметил, как три боевика под разрывами бомб пробрались к незамеченному ранее укрытию, открыли дверцу и скрылись внутри, оставив дверцу открытой. Командир взвода сделал пуск и сумел вогнать ракету внутрь укрытия, о чем и доложил мне после дежурства. Я в свою очередь вечером доложил в штаб полка о уничтоженных трех боевиках и укрытии.
На следующий день боевики по радиосвязи вышли на командование полка и попросили на два часа прекратить огонь в районе щебеночного завода. На вопрос: «Зачем?» – ответили: «В ходе вчерашней бомбежки противотанковая ракета, пущенная с вашей стороны, попала в укрытие, где в это время укрывались от бомбежки 30 боевиков. Все они от взрыва ракеты погибли, и их надо оттуда убрать и похоронить». Старший лейтенант К. был представлен к ордену Мужества».
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Оружие, чтобы первым получать свежие статьи из мира новейший вооружений и военной истории!