Найти тему
Сергей Самойлов

Комбат Неизвестный. Кто на самом деле запечатлён на фотографии.

"Комбат". Одна из самых выразительных документальных фотографий Великой Отечественной. Автором этой знаменитой фотографии является Макс Владимирович Альперт, уроженец Симферополя, 1899 года рождения, фронтовой фотограф, корреспондент "Фотохронники ТАСС" и "Совинформбюро", которого по праву считают одним из основоположников советской серийной репортажной фотографии.

"Комбат.",  1942 год. Автор - фотокорреспондент Макс Владимирович Альперт.
"Комбат.", 1942 год. Автор - фотокорреспондент Макс Владимирович Альперт.

Но кто же изображён на фотографии?

Сегодня, когда приводятся в идеальный порядок картотеки и исторические архивные документы, относящиеся ко времени Великой Отечественной войны, когда практически уже все архивы тщательнейшим образом систематизированы и оцифрованы, когда львиная доля их находится практически в открытом доступе для всех граждан России, когда архив ветеранов постоянно пополняется и идентифицируется фотографиями, письмами, фронтовыми и тыловыми документами из семейных архивов граждан нашей страны, сегодня, казалось бы, установить подлинность документа и личность, изображённую на фотографии, не должно представлять особого труда.

Но это, увы, не так.

Наиболее распространённая версия, несколько легендоизированная, многократно растиражированная прессой, охочей, как ни крути, до эффектных сюжетов и картинок, поднимающих рейтинг публикующих изданий, основана на воспоминаниях событий того времени, таких, как тогда бойца санвзвода 220-го полка, а впоследствии майора-политработника Александра Матвеевича Макарова. Многим она известна по журналистским пересказам и в первоисточнике, опубликованном в популярном советском издании "Наука и жизнь". Она такова:

"Фашисты исступленно бросались в атаку за атакой. Убитых и раненых было много. Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Ворошиловграду, до которого оставалось около тридцати километров. К концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. После ожесточенной бомбёжки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: "За мной! За Родину! Вперёд!", Ерёменко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб."
"Наука и жизнь", выпуск 11 1987 г., ноябрь, статья "Комбат".

Вот как впервые об истории этой фотографии рассказывает сам Макс Альперт, это его изложение и было популяризировано прессой и стало известным:

"Этот снимок я сделал приблизительно в середине лета сорок второго года под Ворошиловградом. Для съёмок облюбовал окопчик, отрытый чуть впереди обороны. Фашисты готовились к атаке. Помню, сначала налетели самолеты. Потом ударила артиллерия, и вражеская пехота пошла в атаку. Разгорелся жестокий бой. Я увидел, что невдалеке поднялся во весь рост офицер. Только я успел нажать спуск камеры, как осколком разбило объектив. Думал, плёнка пропала... Кто был тот офицер? Когда я возился с разбитым фотоаппаратом, по цепи пронеслось: "Комбата убили", я был уверен, что речь идет об этом офицере. Ведь он первым бросился под вражеские пули. Потому я и назвал фотографию "Комбат".

Итак, на фотографии Алексей Гордеевич Ерёменко, - так утверждает журнал "Наука и жизнь" в 1974 году. Уроженец села Терсянка Вольянского района Запорожской области, младший политрук роты 220-го стрелкового полка 4-ой стрелковой дивизии. А фотография сделана 12.07.1942 в районе села Хорошее под Ворошиловградом. И это стало официальной версией.

Алексей Гордеевич Ерёменко, 1939 год.
Алексей Гордеевич Ерёменко, 1939 год.

И 7 мая 1980 года возле трассы Бахмут - Луганск, прямо у Бахмутской дороги, перед поворотом на Славяносербск, был установлен памятник комбату - политруку, копирующий сюжет фотографии.

Памятник "Комбат".  Славяносербский район Луганской области, Украина. Автор - луганский скульптор Иван Михайлович Чумак. Курган, на котором  установлен памятник, оформлен двадцатью девятью гранитными плитами,  специально для этого  произведёнными  в карьерах Житомирской области. У подножия памятника расположена мраморная плита с надписью: "В честь героического подвига политработников Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." Открытие памятника состоялось 9 мая 1980 года.
Памятник "Комбат". Славяносербский район Луганской области, Украина. Автор - луганский скульптор Иван Михайлович Чумак. Курган, на котором установлен памятник, оформлен двадцатью девятью гранитными плитами, специально для этого произведёнными в карьерах Житомирской области. У подножия памятника расположена мраморная плита с надписью: "В честь героического подвига политработников Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." Открытие памятника состоялось 9 мая 1980 года.

А чуть позже - в Запорожье, на Аллее боевой славы установлена мемориальная композиция в виде барельефа с изображением фигуры "Комбата", также повторяющего сюжет фотографии.

 Барельеф "Комбат" на Аллее боевой славы в Запорожье.
Барельеф "Комбат" на Аллее боевой славы в Запорожье.

Изображение "Комбата" с поднятой вверх рукой с зажатым в кулаке пистолетом ТТ с тех пор использовано было много раз во многих городах России, например, в Челябинске, на одном из домов по улице Молодогвардейцев, в 1990 году был установлен новый барельеф "Комбат".

Барельеф "Комбат" в память о победе в Великой Отечественной войне на доме по адресу: улица Молодогвардейцев, дом 48, на пересечении улицы Молодогвардейцев и проспекта Победы.
Барельеф "Комбат" в память о победе в Великой Отечественной войне на доме по адресу: улица Молодогвардейцев, дом 48, на пересечении улицы Молодогвардейцев и проспекта Победы.

А в 2000 году к 55-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне была выпущена юбилейная десятирублевая монета "55-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." с  выштампованным на ней изображением "Комбата".

Юбилейная десятирублевая монета "55-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." с  "Комбатом".
Юбилейная десятирублевая монета "55-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." с "Комбатом".

Само изображение политрука, основанное на данной фотографии, уже давно является эмблемой Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск связи и многих других военных училищ России.

Ставшее во многом символом великой Победы русского народа изображение "Комбата", словно бренд, пересекло и границы России. Так, изображение было использовано на почтовой марке Республики Конго, посвящённой сорокалетию нашего Дня Победы, а журнал WWII History один из номеров 2007 выпустил с изображением "Комбата" на обложке.

Обложка журнала WWII HISTORY, № 6/2007 с фотографией "Комбат".
Обложка журнала WWII HISTORY, № 6/2007 с фотографией "Комбат".

Однако эта версия, увы, скорее всего, не верна.

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ф. 33, оп. 595608, д. 6.) и Обобщённому электронному банку данных "Мемориал" политрук Алексей Гордеевич Ерёменко числится пропавшим без вести с января 1942 года, по архивным "похоронным" документам он погиб в самом начале года, при не выясненных обстоятельствах. А это значит, что на известной фотографии лета 1942 года никак не мог быть он.

Правда, при этом журналистами "Комсомольской правды", производившими собственное расследование-поиск совместно с луганской областной молодёжной организации "Молодогвардеец" при попытке установления личности запечатлённого на знаменитом снимке человека в 1974 году, тем не менее утверждается, что вдова политрука получила в этом же 1974 году новое извещение с поправкой о геройской гибели мужа 12 июля 1942 году. Но такого документа в архиве нет, журналистами он представлен тоже не был, а вот желание их выпустить к предъюбилейной 29-ой годовщине Дня Победы обещающий стать популярным материал очевидно. Да и сходство фотографий вызывало некоторые сомнения, хотя война, конечно, в какой-то степени меняла внешность людей.

Две архивные фотографии, "Комбат" и   Алексей Гордеевич Ерёменко , датированные  с минимальным отрывом по времени.
Две архивные фотографии, "Комбат" и Алексей Гордеевич Ерёменко , датированные с минимальным отрывом по времени.

Но есть и другие свидетельства очевидцев. Ветеран 285-ой дивизии подполковник запаса Василий Севастьянович Березубчак, вспоминая события, связанные с изложенным "Наукой и жизнью" ходом боя, излагает эти события так:

"Восемь месяцев наша дивизия стояла в обороне, прикрывая Ворошиловградское направление. Затем по приказу генерала Гречко передвинулась на новый рубеж, заняв оборону у села Хорошее. Здесь и разгорелся горячий бой, во время которого погиб политрук Ерёменко. Мне трудно поверить, что фотография сделана в другом месте, во время другого боя. Потому что убит был Ерёменко во время контратаки. Впрочем, в том бою корреспондента поблизости не было…
А было это утром 12 июля. На нас обрушился шквальный артогонь. Первую атаку мы отбили. Но во время второй дрогнул правый фланг дивизии. Бойцы начали отходить. Мы были оглохшие, ослепшие, у многих текла из ушей кровь - полопались барабанные перепонки! Я получил приказ комдива восстановить положение, остановить солдат, ибо ситуация создалась критическая. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Ерёменко. Он тоже бежал наперерез бойцам. "Стой! Стой!" - кричал он. Мы залегли. Собрали вокруг себя людей. Немного нас было, горстка. Но Ерёменко решил контратаковать, чтобы восстановить положение. Такое не забывается. Он поднялся во весь рост, закричал, бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Ерёменко. Он медленно падал. Я побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается…"

Он тоже называет комбата фамилией Ерёменко. Но в бое, состоявшемся 12 июля. Не потому ли вторая, уточняющая дату и место "похоронка", якобы полученная вдовой политрука, имеет отсыл именно к этой дате?

А что же сам Макс Владимирович Альперт, может быть, он прольёт свет на нестыковки в датах и архивах? Увы, он их ещё больше запутывает. Ещё раньше, в своей автобиографичной книге, изданной в 1962 году, он пишет по поводу сделанной им фотографии:

"Дело было так. В штабе полка мне указали батальон, впервые присланный на передовые позиции. Ему предстояло на следующий день выбить немцев с захваченной ими накануне высоты. Я отправился к окопам, в которых расположился батальон. Разыскал командира батальона, назвал ему себя. Он оказался простым, общительным человеком, служившим до войны в конторе какого-то завода. Солдаты, разговаривая вполголоса, сосредоточенно готовились к предстоящему выступлению, чистили и проверяли оружие, снаряжение, писали письма родным. Я получил согласие комбата неотлучно находиться в эти решающие минуты возле него. Как только был отдан приказ о выступлении, солдаты в полном боевом снаряжении вышли из окопа и залегли. Комбат вышел из блиндажа следом за ними. Повернувшись по направлению к бойцам, высоко над головой подняв револьвер, он в патриотическом порыве звал бойцов в наступление… В те считанные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель "Лейки", оставаясь в блиндаже, у его входа. С той "нижней точки съемки" и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения."

Батальон, впервые присланный на передовые позиции. Как же так. А как же упомянутая подполковником запаса Василием Березубчаком высота? При чём тут вообще село Хорошенькое в тридцати километрах от Ворошиловграда? Он не упоминает ни фамилий, ни места, ни дат. Почему? А вот почему. В 1971 году в документальном фильме "Бессмертное мгновение" Украинской студии хроникально-документальных фильмов было снято на плёнку интервью Макса Альперта, где он, рассказывая об этом событии, говорит следующее:

"Будучи военным фотокорреспондентом ТАСС, находясь на Южном фронте, под Ворошиловградом, в батальоне, мне удалось сделать редкий снимок. А было дело так. Шёл большой жаркий бой с фашистами. Офицер поднялся из окопа и призвал бойцов в бой. Под громким криком "Ура!" бойцы бросились в атаку и завязался горячий бой. В это время я сфотографировал командира, который призвал бойцов в атаку."

Тут он поправился, адаптировав сказанное к свидетельствам Березубчака, а точнее - совсем изменив их.

Жизнь фронтового фотографа, находящегося на самом крае войны, ничуть не легче, а порою и сложнее, чем у рядового бойца, ведь ему приходится концентрироваться на выполнении редакционного задания, запечатлении истории, и это не на час или два, это - всегда. Сотни и тысячи фотографий, лица, техника, взрывы, грубые пейзажи войны, израненная разрывами земля, разрушенные взорванные дома. Есть ли шансы запомнить за все эти четыре года лица, фамилия, места съёмок, и на каждой фотографии. А их ведь не подпишешь, полароидов тогда не было.

Но это не всё. Украинский журналист Александр Авраменко в 1970 году передаёт рассказанное ему Максом Альпертом:

"Этот снимок сделан мною в 1942-1943 годах (точно не помню, но если дата важна - смогу уточнить) под Ворошиловградом. Воинская часть пришла из резерва, в то время мы не писали названий воинских частей. Однако самое неприятное в истории этого снимка то, что я не помню фамилию комбата, не записал её. Ошибка моя в том, что сфотографирован политрук, который был старшим в части, а я назвал его комбатом."

А в следующей публикации Авраменко рассказывает уже о своей попытке уточнить у Макса Альперта нестыковки, возникающие с судьбой этой фотографии:

"Разыскиваю московский телефон Альперта, рассказываю о своих сомнениях. Отвечает:
- Да, фото сделано в 1941-ом. Совсем недавно мне удалось уточнить: это было осенью. Наши войска отступали, снимок атаки не пошёл в газету, а позже сменилась форма одежды."

Так в 1941-ом или 1942-ом? Летом или осенью? Всё-таки где именно?

Подробности съёмки от имени полевого фотографа дважды рассказывал Николай Ночовный, в 1970 году и чуть позже, в 1974 году. Вот как он передал слова Макса Альперта в 1970 году:

"Случилось так, что я не успел записать фамилию офицера. Был сильный бой, ориентироваться приходилось с трудом. Помню, выбрал окопчик немного впереди линии обороны. Началась сильная бомбардировка. Потом артподготовка. Фашисты пошли в психическую атаку. И вдруг недалеко от меня поднялся во весь рост офицер, а за ним и бойцы. Я успел нажать спуск своей камеры, после чего осколок вражеского снаряда разбил телеобъектив. Думал, что кадр испортился. Когда проявил плёнку, изображение на негативе вышло качественным. Почему назвал того офицера комбатом? Сразу же после того, как снял, по цепи пронеслось: "Комбата убили". Вот и подумал, что это он. Позже хотел узнать его фамилию, но меня срочно вызвали в штаб полка.

То есть, итог: фотография была сделана, возможно, не в 1942-ом, а 1941-ом или в 1943-ем, и скорее осенью, чем летом, и не факт, что на ней комбат, и всё-таки, скорее на высоте при обороне, и без фамилии.

Дополняя к этому нестыковки с полученной официально вдовой Алексея Гордеевича Ерёменко "похоронки" в январе 1942-го с идентификацией его как без вести пропавшего, отсутствия документальных подтверждений рассказа журналистов "Комсомольской правды" о наличии второй, уточняющей "похоронки", совершенно разные места, даты и события в каждом из воспоминаний Макса Альперта, утверждать, что на знаменитом снимке, ставшем самим по себе олицетворением русской истории в этой великой битве за собственную свободу в Великой Отечественной войне, за саму жизнь, запечатлены последние секунды жизни именно комбата майора Александра Матвеевича Макарова, героя, поднявшего бойцов на атаку ценой собственной жизни, увы, невозможно.

Или не увы.

Сколько их было, русских героев, отдавших свои жизни в этой до сих пор поражающей умы человечества войне. И памятью им, их яркими олицетворениями, являются воздвигнутые на века для потомков памятники, от памятника Героям битвы под Москвой в Яхроме до памятника Защитникам советского Заполярья в Мурманске, от памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге до памятника Героям-молодогвардейцам на площади Молодой гвардии в Краснодоне, от памятника Защитникам неба Москвы на 96-ом километре Минского шоссе до памятника Героическим морякам-черноморцам в Новороссийске, от памятника Героям-артиллеристам на Тепловских высотах до памятника Героям-панфиловцам в Дубосеково, от памятника Героическим сынам Урала на Привокзальной площади Свердловска до памятника Воинам, форсировавшим Днепр на Днепре, от памятника Перемиловская высота в Яхроме до памятника Неизвестному матросу и аллея Славы в Одессе, от Обелиска Победы на площади Победы в Минске до памятника Освободителям Киева, от памятника Героическим защитникам Ленинграда в Санкт-Петербурге до Могилы Неизвестного Солдата в Москве, от памятника-ансамбля Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане до памятника Воину-Освободителю в Берлине.

Памятник Воину-освободителю - монумент в берлинском Трептов-парке. Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года.
Памятник Воину-освободителю - монумент в берлинском Трептов-парке. Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года.

А помимо них - старые, растрескавшиеся фотографии из семейных альбомов и бабушкиной шкатулки, а ещё - документальная хроника той войны. Фотография Комбату. Неизвестному.

09.10.2019.