Старая музыка с ветром и песком кидается в зал со сцены как уссурийский тигр громадная…
На эти строки поэта Алексея Афонина вдохновило выступление легендарного ансамбля Hortus musicus. «Громадная» … это слово неслучайно. Долгие 70 лет советской власти значение музыки эпохи Ренессанса старательно умалялось. Гениальные космические полотна нидерландских полифонистов выглядели в советских учебниках, как невразумительные предтечи великого Баха. Почему? В то время шла борьба с религией, классическую музыку пытались отделить от духовной составляющей, а полностью светскую мессу представить себе трудно. Баху повезло, он опирался в своем творчестве на протестантский хорал, да еще и предки его принадлежали к рабочему классу, родоначальник музыкальной династии пек булки. Поэтому в 1960-1980-е годы в Советском Союзе слишком большой интерес к «добаховской» музыке воспринимался, как мягкий вариант протеста против системы.
Hortus musicus появился почти одновременно с ансамблем Мадригал, свой первый концерт они дали осенью 1972 года. От «академического» Мадригала они отличались импровизационным подходом к материалу, но в итоге именно такой метод оказался более «аутентичным». Потому, что безымянные авторы средневековых манускриптов и великие полифонисты Ренессанса жили своей музыкой, свободно обращаясь с ее элементами.
…стрекозами шелестит звенит виола да гамба тянет будто дождем из окон
Музыканты из Hortus musicus называют себя «музыкальным братством». Это неудивительно, они вместе почти сорок лет, за десятилетия состав коллектива почти не менялся. Вместе они погружаются в музыку и быт давно минувших веков, ищут исторические источники и документы, придумывают костюмы. Их концерты на грани интерактива, публика, попав в удивительно живую атмосферу, уже не может просто наблюдать со стороны.
крестным ходом чумным городом флагами библейскими голосами ветром парусами карнавалами или трогает за самыя нежныя души жилочки смычком: гнешься ломаешься заново виноградной лозой прорастая.
Величайший композитор ХХ столетия Арво Пярт – давний и верный поклонник Hortus musicus, он создает произведения специально для этого у коллектива. Помимо удивительной энергетики у «Hortus Musicus» достаточно необычный инструментальный состав. Помимо средневековых инструментов таких, как куртал (средневековый фагот), уд (арабская лютня), сагбут (старинный тромбон), различные флейты, присутствуют барочная viola da gamba и современный контрабас. Но у музыкантов вовсе нет цели поразить слушателей акустической экзотикой, все замыслы имеют либо практическое, либо историческое.
Музыканты исполняют древние песни, осознавая себя людьми XXI века, но при этом глубоко изучают источники, которыми пользуются. На их концертах всегда удачно совмещаются стильность исполнения и живость подачи. На этот раз знаменитый ансамбль везёт в Москву программу, посвящённую Пресвятой Деве.
Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Ave Maria. Ансамбль Hortus Musicus (Эстония)
При поддержке Посольства Эстонии в Москве и Министерства культуры Эстонии
https://artbene.ru/concert/15-11-2019/
Выступают: Ансамбль Hortus Musicus
В программе: Вальтер фон дер Фогельвейде, К. Монтеверди, Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Корелли и др.
#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе