Найти в Дзене
ГеройИзКолхоза

Кровавое крещение Руси. Помним... Скорбим...

Феодализация общественных отношений и вытекающая из этого нужда в централизации власти для усиления эксплуатации трудящихся масс, стали одними из главных причин введения христианства на Руси. Христианство - как религия сознательного рабства, подходила для этого вполне очевидно, ибо она утверждает:

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь владыкам, не только благим и кротким, но и строптивым. Ибо то угодно Богу, если кто, совести ради Божия, переносит скорби, страдая несправедливо.
( 1 Пет. 2:18-19)

Таким образом, социальные принципы христианства проповедуют установление двух классов - господствующего и угнетенного.

Было ли введение христианства на Руси таким радостным явлением в народе, как нам об этом говорит церковь и часть историков? Конечно нет. Представьте, что завтра глава государства объявит ислам государственной религией. Заставит ли это вас без вопросов сменить христианскую веру, которой подчинены вы и были подчинены ваши предки? Будете ли вы сопротивляться или смиренно предадите своего любимого бога, станете сжигать иконы, ломать церкви и строить мечети? Думаю заставить вас принять ислам будет сложно, пусть даже вы худо-бедно знаете, что эта религия из себя представляет. А если и того хуже, вас заставят принять учение Церкви Летающего Макаронного Монстра, то решение такой задачи ненасильственными методами становится вовсе невозможным.
Впрочем, для некоторых сделаем исключение, потому что князь Владимир будучи ярым язычником все же смог изменить себе и согласно "Повести временных лет" обьявить своими врагами тех, кто отказывался принять христианство: "
Если не придет кто на реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб - да будет мне враг". Те кто не поминовался, насильно загонялись в воду для проведения обряда крещения. Сопротивляющихся принимать христианство запугивали пытками и смертной казнью. Так, в Новгороде рабочий люд во главе с верховным жрецом Богомилом Соловьем оказал княжеским дружинникам и епископу Иоакиму Корсунянину, пришедшим их крестить, вооруженное сопротивление. Тогда княжеский посадник Добрыня приказал поджечь дома
новгородцев, в то время как тысяцкий Путята с 500 ростовскими воинами тайно ночью вошел в город, и с помощью военной силы заставил
новгородцев принять крещение. (
Янин В. "Как и когда крестили новгородцев?"// Наука и религия 1983 №11 с. 30)

-2

При князе Владимире христианство распространилось лишь вдоль главного водного пути Киевской Руси от Киева до Новгорода и продолжало упорно встречать сопротивление народных масс, считавших новую веру чуждой. В Ростове первые два епископа Федор и Илларион были вынуждены бежать от "ярости язычников", а против третьего поднялся бунт, только четвертый смог удержаться с помощью военной силы. (Никольский Н.М. "История русской церкви" с.23)
Во второй половине 13 века насаждение христианства "огнем и мечом" продолжилось среди чуди заволжской. В грамоте митрополита Ионы вятскому духовенству отмечалось, что служители церкви замучили, заморили голодом, сожгли в избах многих людей проявивших непокорность церковной власти
(Михайлов Г.А., Зуев Ю.П. "Критика богословской фальсификации истории Руси" 1977г. с. 153). Монастыри и церкви стали разорять население поборами и захватывать лучшие земли и лесные угодья. Начавшееся со второй половины 16 века приобщение татар к христианству также не обошлось без жестокости. Их выселяли из деревень, сажали в тюрьмы, держали в цепях (Грекулов Е.Ф. "Православная инквизиция в России" 1964 с.60-61). А в 1743-1745гг. против насаждения христианства восстало мордовское население одной из волостей Нижегородской губернии. Они жаловались императрице Елизавете, что епископ Димитрий принуждает их к принятию христианства, держит в цепях и колодках, бьет "нестерпимо, смертно", "многих в купель погружали связанными и крест одевали на связанных же" (Гордиенко Н. С. "Православные святые - кто они?" 1983, с. 103)

-3

Сопротивление народных масс насаждению христианства носило закономерный характер, поскольку этот процесс сопровождался их дальнейшим закрепощением, появление новых угнетателей - церковно-монастырских духовных владык. С начала своего основания православные церкви и монастыри стали получать церковную десятину. С конца 11 - начала 12 века, как свидетельствуют исторические источники, церкви и монастыри становятся крупными земельными собственниками. Такими собственниками одними из первых стали новгородские и смоленские монастыри. Новгородский Рождественно-богородичный монастырь получил в дар от князя село Волховское с холопами и рыбные ловли, другой новгородский монастырь - Юрьевский получил в 1130 г. от князя Мстислава волость Буец и часть княжеских доходов - брачные пошлины и княжеские сборы в осенний проезд. Основанной в 1136 г. Смоленской епископии князь Ростислав передал села, озера, сенокосы.

Одна из черниговских митрополий охватывала земли с сидящими на них крестьянами от Чернигова на западе до Рязани и Мурома на востоке. В церквах и монастырях устраивались товарные склады, защищенные от пожаров каменными стенами. Церкви получали большие доходы от богослужений, контроля за торговлей. Экономическая мощь церквей и монастырей настолько возросла, что церковные феодалы стремились юридически закрепить свое право на земельные богатства.
В первом письменном своде древнерусского права эпохи Киевской Руси - «Русской правде» (11 в.) - нашло отражение усиление феодальной зависимости смердов, закупов, холопов от светских и духовных феодалов, ужесточилась ответственность за поджоги, посягательства на имущество и жизнь угнетателей.

В 12 в. церковные иерархи получили право судить гражданские дела о браках, имущественных спорах супругов, часть наследственных дел и другие, а также судебную власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церкви. В ответ на усиление кабальной зависимости, увеличение феодальных повинностей в 11-12 вв. вспыхнул ряд народных восстаний: в 1024 г. в Суздальской земле, 1068 г. - в Киеве, 1071 г. - на Белоозере и в Новгороде, 1088 г. - в Ростовской земле, 1113 г. - в Киеве и др. Эти восстания носили не только антикняжеский, антибоярский, но и ярко выраженный антицерковный характер.

В итоге христианская "любовь" дошла до того, что по Соборному уложению 1649 года, всех кто "возложит хулу на господа" предлагалось по закону сжечь.

Как видим процесс насаждения христианства занял столетия, и можно сказать, что по существу не завершился по сей день. После падения Советской власти слишком много еще в России людей по настоящему не приобщенных к богу и для церкви в этом плане предстоит работы непочатый край. Раз в новой капиталистической России религия снова понадобилась государству, потому что в социально-классовом плане христианство с самого начала его введения на Руси оправдывало власть имущих, значит храмы будут продолжать расти как грибы после дождя, особенно в тех местах, где уже разрушены или еще разрушаются построенные в годы атеистической Советской власти школы, детсады, дома культуры и больницы. Ведь как известно одно религиозное сооружение может заменить все иные казалось бы гораздо более полезные учреждения, потому что с молитвой на устах не страшно ни отсутствие знаний, ни болезни.