Найти в Дзене

Тайна исчезновения легендарных дворцов багдадских халифов

Оглавление

Удивительно, что остались лишь названия дворцов, а на месте самих строений лишь пыль и песок. Неужели их до основания разрушили захватчики?

Мусульманская архитектура в образах художников. Коллаж
Мусульманская архитектура в образах художников. Коллаж

Воспетые в легендах «Дворец вечности», «Дворец короны» или «Дворец плеяд», их названия уже сами по себе претендуют на то, чтобы затмить блеск земных сокровищ и дотянутся до прелестей рая. От них остались лишь воспоминания, хотя строились они относительно недавно в 8-10 веках. О той роскошной отделке и удивительным интерьерам мы можем судить лишь по мусульманскому «испанскому наследию» дворца Альгамбра в Гранаде или Алькасару в Севилье. Но что такое захолустная Гранада по сравнению с Багдадом, который был в разы богаче! И пышность дворцов должна была бы быть в разы больше. И куда же все делось? Почему археологи с трудом находят лишь руины, да и те практически не поддаются восстановлению?

Красота Альгамбра в Гранаде. испания. Коллаж.
Красота Альгамбра в Гранаде. испания. Коллаж.

Давайте разбираться в чем загадка. Как показывает история, каждый наследовавший власть халиф в обязательном порядке строил собственную резиденцию, пренебрегая двором своего предшественника. Подобные действия объясняются распространенным в те времена дурным суеверием, что не в своем доме не стать полноценным хозяином. Суеверие довлело над всеми и наследные принцы, еще при жизни своих отцов-халифов, стремились построить персональный дворец, где располагались его свита, собственная гвардия, службы управления и исполнения полномочий наследника престола. Со смертью отца-халифа все рычаги власти незамедлительно перемещались во дворец принца, становившегося верховным правителем огромного исламского халифата. Более того, автоматически переезжала и столица страны. Например, во времена правления ал-Мансура, Харун ал-Рашида или ал-Мутасима столица периодически перемещалась по огромной равнине между Тигром и Евфратом. Постепенно сформировалось три главных центра, где чаще всего велось строительство новых резиденций – Багдад, Ракке и Самарре. На территории этих городов велось непрерывное строительство дворцов. Их нельзя назвать типовыми, каждый архитектор хотел превзойти если не сам себя, то своего коллегу - точно. Сооружали дворцы в очень короткие сроки, что требовало не только значительных финансовых расходов, но и много строительных материалов.

Руины дворца халифа Хишама. Коллаж.
Руины дворца халифа Хишама. Коллаж.

Но куда же все это делось? Ответ на удивление прост – они разваливались или были специально разрушены либо представителями враждебных династий, либо во время восстаний и набегов кочевников. Собственно, разрушать то особо было и нечего или по крайней мере не так сложно. Все дело том, что в этой местности практически полностью отсутствует пригодный для строительства камень, поэтому в основу стен закладывали сырцовый кирпич, а там, где требовалась особая прочность – укрепляли обожженным кирпичом, фасады маскировали лепными и разрисованными гипсовыми панелями. Быстро и эффективно: за высокими стенами дворцы являли образ массивных сооружений, призванных своим величественным силуэтом, внушать почтение и страх подданных. А при более близком рассмотрении были глиняными колоссами, требующими регулярного ремонта. Как только новый правитель переезжал в собственный дворец, старый полностью забрасывался и отданный на откуп природе быстро разрушался: хрупкость его конструкций была столь же высока, как и быстрота его строительства.

Поэтому дворцы Гранады пусть и тусклый отблеск былой мусульманской архитектуры, но зато из камня, которого в Испании очень много.

Подписывайтесь на наш канал! Будет много интересного!

Спасибо за лайки и репосты!