Найти тему
Древности нашей ойкумены

Битвы боэдромиона: Марафонская победа над персами

Внезапно полистаем древнегреческий, а точнее аттический, календарь - открываем боэдромион (вот как сейчас за окном).

Афинский месяц боэдромион/Βοηδρομιών, который в нашем календаре примерно соответствует второй половине сентября – первой половине октября, был назван так в честь Аполлона Боэдромия – Того, Кто Бежит на Помощь, помощника в битвах. 6 или 7 боэдромиона как раз справлялись Боэдромии.

В V веке до н.э. в начале боэдромиона произошли два сражения, память о которых афиняне внесли в свой календарь. Вообще в Афинах была дата, предназначенная для поминания всех погибших воинов – 8 пианопсиона (то есть, во второй половине октября) отмечались Эпитафии, но лишь три битвы получили свои особенные дни памяти.

Первая из них произошла в 490 году до н.э. при афинском городке Марафоне. С точки зрения войны она не имела практического значения, но здОрово подняла дух греков, поскольку персы оказались не такими непобедимыми, как раньше представлялось. Героем этой битвы мы считаем афинского военачальника Мильтиада.

Римская мраморная копия бюста Мильтиада с греческого оригинала V-IV вв. до н.э. Сейчас находится в Национальной галерее в Любляне
Римская мраморная копия бюста Мильтиада с греческого оригинала V-IV вв. до н.э. Сейчас находится в Национальной галерее в Любляне

Все знают про афинянина, прибежавшего в Афины с воплем «радуйтесь, мы победили» и тут же павшего бездыханным. Мы уже обсуждали источники с упоминанием этого героя и теперь знаем, что был более героический глашатай, который успел сбегать до битвы в Спарту (за 230 км) и вернуться в Марафон, при этом не сдохнув.

А сейчас хотим добавить, что после победы при Марафоне афинский военный контингент, оставив на поле боя специально обученных людей собирать металлолом, вложив мечи в ножны и повесив щиты на левую руку, двинулся быстрым шагом от Марафона к Афинам, поскольку персы уже рассекали в том направлении морскую гладь, планируя высадиться в Фалерской гавани (Геродот. VI. 116). Так что беготня в полном вооружении от Марафона к Афинам и от Афин к Марафону в те дни была не такой уникальной, как могло показаться.

Таким образом, 6 боэдромиона в афинском календаре с этих пор навсегда был закреплен за Марафонской битвой, в этот день «бойцы вспоминали минувшие дни», а аэды рассказывали о личных подвигах героев. Например, о внезапной слепоте Эпизела, сына Куфагора, которому привиделся огромный бородатый гоплит, закрывший от него солнце на секунду и весь мир на оставшуюся жизнь. Или о Кинегире, сыне Эвфориона, который ухватившись за корму персидского корабля, лишился руки, отрубленной секирой персом. (Геродот. VI. 114, 117).

На месте битвы совершались жертвоприношения, поскольку вопреки обычаям хоронить героев дома, погибшие при Марафоне удостоились погребения на месте смерти: «этим могилы воздвигнуты на месте сражения в честь их выдающейся храбрости» (Павсаний. I. XXIX. 4), «так как доблесть последних признана была выдающеюся, то их и похоронили на месте сражения» (Фукидид. II. 34).

Фрагмент колонны, установленной афинянами на поле боя в Марафоне. Сейчас находится в археологическом музее Марафона
Фрагмент колонны, установленной афинянами на поле боя в Марафоне. Сейчас находится в археологическом музее Марафона

Платейцы же за свою верность Афинам и военную доблесть удостоились еще одной благодарности: «Со времени этой битвы у афинян вошло в обычай, чтобы в Панафинейский праздник, справляемый каждый пятый год, при жертвоприношении афинский глашатай произносил молитву о даровании благ платейцам и афинянам». (Геродот. VI. 111).

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.