Найти тему
Немного об истории

1913: когда Гитлер, Троцкий, Тито, Фрейд и Сталин жили в одном месте

Чуть больше столетие назад в одном из районов Вены жили Адольф Гитлер, Лев Троцкий, Иосиф Тито, Зигмунд Фрейд и Иосиф Сталин.

В январе 1913 года человек, чей паспорт носил имя Ставрос Пападопулос, сошел с поезда в Кракове на Северном вокзале Вены.

Смуглый, он щеголял большими крестьянскими усами и нес очень простой деревянный чемодан.

"Я сидел за столом, - писал человек, с которым он познакомился много лет спустя, - когда дверь открылась со стуком и вошел незнакомый человек.

- Он был невысокого роста... тонкий... его серовато-коричневая кожа была покрыта оспинами... Я не увидел в его глазах ничего, что напоминало бы дружелюбие."

Автором этих строк был русский интеллигент-диссидент, редактор Радикальной газеты "Правда". Его звали Лев Троцкий.

Человек, которого он описал, на самом деле не был Пападопулосом.

Он родился Иосифом Виссарионовичем Джугашвили, был известен своим друзьям как Коба и теперь помнят как Иосиф Сталин.

Троцкий и Сталин были всего лишь двумя из многих людей, живших в центральной Вене в 1913 году и чьи жизни были обречены на то, чтобы вылепить, даже разрушить большую часть 20-го века.

Это была разрозненная группа. Два революционера, Сталин и Троцкий, были в бегах. Зигмунд Фрейд был уже хорошо известен.

Психоаналитик, превозносимый последователями как человек, открывший тайны разума, жил и практиковал на городской Берггассе.

Молодой Иосип Броз, впоследствии прославившийся как лидер Югославии маршал Тито, работал на автомобильном заводе Daimler в Винер-Нойштадте, городе к югу от Вены, и искал работу, деньги и хорошие времена.

Затем был 24-летний уроженец Северо-Запада Австрии, чьи мечты об изучении живописи в Венской Академии художеств были дважды разбиты и который теперь жил в ночлежке на Мельдерманштрассе недалеко от Дуная, некий Адольф Гитлер.

-2

В своем величественном воспоминании о городе в то время, Гром в сумерках, Фредерик Мортон представляет себе Гитлера, разглагольствующего о своих товарищах-жильцах "о морали, расовой чистоте, немецкой миссии и предательстве славян, о евреях, иезуитах и масонах".

"Его чуб вздрагивал, его испачканные краской руки резали воздух, его голос поднимался до Оперного тона. Затем, так же внезапно, как и начал, он останавливался. Он собирал свои вещи с властным стуком и удалялся в свою каморку."

Если вы хотите спрятаться в Европе-тогда Вена будет хорошим местом для этого

Чарльз Эммерсон, Научный Сотрудник, Чатем-Хаус

Во главе всего этого беспорядочного Городского дворца Хофбург стоял престарелый император Франц-Иосиф, правивший со времен Великой революции 1848 года.

Эрцгерцог Франц Фердинанд, назначенный его преемником, жил в соседнем дворце Бельведер, с нетерпением ожидая трона. Его убийство в следующем году вызвало бы Первую Мировую войну.

Вена в 1913 году была столицей Австро-Венгерской империи, которая состояла из 15 наций и более 50 миллионов жителей.

"Хотя Вена и не была плавильным котлом, она была своего рода культурным супом, привлекающим амбициозных людей со всей империи",-говорит дардис Макнами, главный редактор Vienna Review, единственного в Австрии англоязычного ежемесячника, который живет в городе уже 17 лет.

"Менее половины из двух миллионов жителей города были коренными уроженцами, а около четверти-выходцами из Богемии (ныне западная Чехия) и Моравии (ныне Восточная Чехия), так что на чешском языке говорили наряду с немецким во многих местах."

Подданные империи говорили на дюжине языков, объясняет она.

"Офицеры Австро-Венгерской армии должны были уметь отдавать команды на 11 языках, кроме немецкого, каждый из которых имел официальный перевод национального гимна."

И эта уникальная меланжа создала свое культурное явление-венскую кофейню. Легенда берет свое начало в мешках с кофе, оставленных османской армией после неудачной турецкой осады 1683 года.

-3

"Культура кафе и понятие дебатов и дискуссий в кафе-это очень большая часть Венской жизни сейчас и была тогда",-объясняет Чарльз Эммерсон, автор книги "1913: В поисках мира до Великой войны" и старший научный сотрудник аналитического центра внешней политики Chatham House.

"Венское интеллектуальное сообщество было на самом деле довольно маленьким, и все знали друг друга... это предусматривало обмены через культурные границы."

Это, добавляет он, будет способствовать политическим диссидентам и тем, кто находится в бегах.

-У вас не было чрезвычайно мощного центрального государства. Это было, пожалуй, немного небрежно. Если вы хотите найти место, чтобы спрятаться в Европе, где вы могли бы встретить много других интересных людей, то Вена будет хорошим местом, чтобы сделать это."

Любимое место Фрейда, кафе Landtmann, все еще стоит на кольце, знаменитом бульваре, который окружает исторический город Innere Stadt.

Троцкий и Гитлер часто посещали кафе "Сентрал", расположенное всего в нескольких минутах ходьбы, где пирожные, газеты, шахматы и, прежде всего, разговоры были страстью посетителей.

"Частью того, что сделало кафе настолько важными, было то, что" все " пошли, - говорит Макнами. "Таким образом, произошло перекрестное оплодотворение между дисциплинами и интересами, на самом деле границы, которые позже стали настолько жесткими в западной мысли, были очень подвижными."

-4

Кроме того, добавляет она, "был всплеск энергии со стороны еврейской интеллигенции и нового класса промышленников, ставший возможным после того, как Франц Иосиф в 1867 году предоставил им полное гражданство и полный доступ к школам и университетам."

И хотя в этом обществе по-прежнему преобладали мужчины, ряд женщин также оказали свое влияние.

Альма Малер, чей муж-композитор умер в 1911 году, также была композитором и стала музой и любовницей художника Оскара Кокошки и архитектора Вальтера Гропиуса.

Хотя город был и остается синонимом музыки, пышных балов и вальса, его темная сторона была особенно мрачной. Огромное количество его граждан жили в трущобах, и в 1913 году почти 1500 венцев покончили с собой.

Никто не знает, столкнулся ли Гитлер с Троцким, или Тито встретился со Сталиным. Но такие работы, как "доктор Фрейд увидит вас сейчас, мистер Гитлер" - радиоспектакль 2007 года Лоуренса Маркса и Мориса Грана, - это живые фантазии о таких встречах.

Пожар, вспыхнувший в следующем году, разрушил большую часть интеллектуальной жизни Вены.

Империя рухнула в 1918 году, одновременно подталкивая Гитлера, Сталина, Троцкого и Тито к карьере, которая навсегда останется в мировой истории.

оригинал статьи