Пересмотрел вчера цветной широкоформатный художественный фильм Леонида Лукова “Разные судьбы”. В детстве мне этот фильм внушал отвращение, поскольку в моем представлении он являл собой канонический образчик якобы тошнотворного сталинского кино (а оно уже не сталинское). “Разные судьбы” сочетали в себе все возможные пороки и недостатки большого советского стиля: лицемерие, фальшь, начетничество, скуку и вранье.
А вчера мне фильм понравился именно вот этим! От него исходит такой густой, такой отвратительный советский аромат, что на фоне псевдоисторических дистиллированных современных сериалов и блокбастеров, я поневоле вскрикнул: “Верю!”
Так пахнет только кино Лукова, луковый суп, который я ненавидел в детском саду и сыр “Зловонный епископ”. Я не утверждаю, что советские люди вели себя как герои фильма. Вовсе нет. Кино может быть и нереалистично, но оно должно быть ПРАВОПОДОБНО.
“Разные судьбы” – это эталон советского любовно-производственного кино второй свежести. Боже-ж ты мой, я бы заставил бы всех современных костюмеров и художников смотреть эту киноленту перед созданием очередного сериала об эпохе СССР.
После просмотра захотелось воскликнуть!
1) Верните на экраны! полненьких, коротконогих красавиц а-ля “Влюбленная колода”! Я не шучу. Мне жутко понравилась и Таня Огнева, и Соня Орлова, но больше всех обворожительная Вера Зубова. Забавно, что они играют десятиклассниц, хотя на момент съемок фильма Татьяне Пилецкой было 30 лет, Татьяне Конюховой 26 лет, а Валентине Ушаковой 34 года.
2) Раньше вызывало отвращение актерская манера и образ советского человека на экране, а сейчас, я хохотал полтора часа. Все герои до одного разговаривают назидательно как БАБУШКИ-СТАРЫЕ КОММУНИСТКИ и одновременно как институтки из Смольного. И мужчины, и женщины. Вот с таким выражением лица
Эта лексика была в ходу еще лет 20-30 назад, а сейчас исчезает, хотя всем понятна. Я бы заставил сценаристов учится по сценариям Лукова воспроизводить речь советских людей эпохи раннего Хрущева. Какая прелесть:
“Все единицы у меня на местах!”, “Не лги, Таня, я все знаю!”, “Какая же ты все-таки дрянь!”, Поведение действительно неважное”, “Опять же человек без выдержки и дерзкий”, “Шкурник Зубов, да?” “Как вам не стыдно! Комсомольские значки бы сняли!”, “Нет не ожидал я от тебя такого факта!”,” Я слышал, одни говорят, бузотер Огурцов, другие, наоборот, хвалят, говорят, боец, новатор, беспокойная душа”. “Да, Петрунин, какое дело. Тут можно было бы припаять и лженоватор, дутая величина, мыльный пузырь. - Я тянусь. Тянешься, но, к сожалению, в хвосте. Я потребую поставить этот вопрос в партийном порядке! А он уже стоит, и в партийном порядке!”. “Щи хлебаешь? А у меня сегодня запросили личное дело Сергейчука. Оборотистый старичок. У него же все козыри стаж опыт. Слушок прошел по общежитию, что, мол, иссяк Зубов, зазнался. В общем, подкоп”. “Опоздал, пусть даже на минуту, пиши прогул. Живет у Сергейчука семейственность. Заминка с планом, кричи провал”. Ну и так далее, и тому подобное.
3) Производственный конфликт между хорошим и старым ретроградом и еще более хорошим и молодым новатором решается со счетом 100-0 в пользу новатора. Ретроград тут как мальчик для битья.
4) Любовный конфликт очень интересен. В общем-то на нем и построен весь фильм. Это появление стерв в современном обществе. Тогда это считалось рвачеством, приспособленчеством и жутко клеймилось.
Главной стервочкой является Таня Огнева. В общем-то в современном контексте это хрестоматийная читательница “Космополитен”, самка, вьющая гнездо. Таня ищет самца получше, но делает это столь грубо и неумело, что даже на Кинопоиске ее журят, но хвалят современные стервочки. Мол, тоньше надо было быть, коварное. Таня же перебегает от одного самца к другому, при первой же возможности слишком откровенно. За это получает общественное презрение. Впрочем, и другие дамы в фильме тоже ловко манипулируют простодушными как гантели парнями. Просто удивительно как на ровном месте даже незнакомая дама начинает гнобить приглянувшегося ей мужика и делать его виноватым.
5) Лучше всех в фильме блистательный Филиппов, сыгравший роль шофера.